Леса надо вернуть под федеральный контроль

Управление государственным и муниципальным имуществом ждут реформы

Леса надо вернуть под федеральный контроль

Николай Николаев. ФОТО: ПГ / ЮРИЙ ПАРШИНЦЕВ

Свыше четырёх триллионов рублей будет стоить реализация национального проекта «Экология». Его конечные цели вполне конкретны: чистый воздух, чистая вода, сохранение лесов, избавление от стихийных мусорных свалок, оздоровление Волги и Байкала на основе новейших технологий. Беспрецедентная по масштабам комплексная работа, которой до сих пор в России не проводили. Как осуществить её эффективно и что на данный момент этому мешает, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

- Николай Петрович, в какой степени бизнес на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП) может участвовать в работе по реализации нацпроекта?

- Прежде всего подчеркну, что экология — не самоцель, а инструмент, чтобы создать достойные условия жизни для человека. Во всех национальных проектах, если вы заметили, в центре стоят потребности и интересы наших сограждан, а не корпоративные или частные приоритеты. В какой степени востребован бизнес? Да в самой прямой, это долгосрочная программа, интересная любому предпринимателю. Разумеется, необходимо и соответствующее законодательное обеспечение.

В прошлом году мы приняли закон, обязывающий восстанавливать леса на принципах ГЧП, соединив бизнес-интересы — получение прибыли — и действенные экологические мероприятия. Сейчас работаем над законодательными новшествами, которые позволят широко использовать ГЧП при обустройстве национальных парков, как это происходит, например, в Якутии, в заповеднике «Ленские столбы». Логика здесь простая: госбюджет не может полностью покрыть затраты на нацпарки, надо привлекать частный капитал. Предприниматели могут получать преференции и льготы, обустраивая в пограничных с заповедниками зонах рестораны, развлекательные центры и тому подобное.

Те же «Ленские столбы» привлекают около 30 тысяч туристов ежегодно, если каждый из них потратит на еду, сувениры, памятные фото или что-то ещё хотя бы тысячу рублей, то это будет достаточно привлекательно для малого или среднего бизнеса, а местный бюджет получит дополнительные налоговые поступления. Аналогичные или сходные схемы можно применить практически ко всем направлениям национального проекта «Экология».

- И к программе «Сохранение лесов»? Там ситуация, если судить по сообщениям прессы, по-прежнему осложняется массовыми вырубками…

- Да, такая проблема есть. Особенно в Иркутской области, на долю которой приходится половина всего объёма незаконных вырубок. Для сравнения: этот показатель в соседнем Красноярском крае составляет всего два процента. Непонятно, почему, несмотря на общественное внимание к этим фактам, обсуждение в Совете Федерации, Госдуме, Рослесхоз не использует данное ему законом право вернуть иркутские, и не только иркутские леса в федеральное управление, освободив от этой функции региональные власти. Может быть, поэтому сейчас и в исполнительной, и в законодательной ветвях власти обсуждается идея создать государственную корпорацию, которая контролировала бы всё лесное хозяйство, и навести наконец в ней порядок.

Тут надо помнить, что собственность — всегда ответственность. А когда собственность федеральная, а управляет ею субъект Федерации, видимо, эта ответственность размывается.

- Замечательная формула о связи собственности и ответственности за неё. На одном из недавних слушаний в Совете Федерации было высказано мнение, что не всегда прозрачные отношения собственности на федеральном и муниципальном уровнях могут серьёзно помешать реализации национальных проектов…

- Насколько мне известно, Минэкономразвития готовит законопроект об управлении государственным и муниципальным имуществом, который должен внести ясность в то, как решать эту проблему и какие организационно-правовые формы будут наиболее эффективны. О конкретном содержании пока говорить рано, но основные принципы, считаю, должны состоять в прозрачности, чётко рассчитанном целеполагании — что государство хочет получить от участия (или неучастия) в тех или иных экономических проектах и предприятиях. И анализе, насколько эффективно исполняются госпрограммы при обязательном сохранении их первоначальных параметров и сроков.

О конкретном содержании пока говорить рано, но основные принципы, считаю, должны состоять в прозрачности, чётко рассчитанном целеполагании — что государство хочет получить от участия (или неучастия) в тех или иных экономических проектах и предприятиях.

Главное, повторяю, не набор неких бумажных показателей, цифры, насколько и как увеличились, к примеру, доходы, а конкретные изменения, которые должен почувствовать каждый наш соотечественник в результате реализации национальных проектов. И этот критерий, считаю, обязателен не только в проектах общенационального масштаба, но и в любом законодательном акте.

- Например, как в недавно принятом законе о совершенствовании долевого строительства, одним из авторов которого вы являетесь…

- Да, помимо прочего, этот закон обеспечивает прозрачность долевого строительства, при котором исключаются всякие мутные схемы. Будут, в частности, созданы региональные фонды по достройке проблемных объектов. Их финансирование пойдёт через Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства».

Особо подчеркну, что к застройщикам апартаментов начнут предъявлять те же требования, что и к застройщикам жилых домов, включая финансирование новых проектов через счета эскроу.

Автор: Юрий Скиданов

Ещё материалы: Николай Николаев

Просмотров 3378

21.06.2019 16:36




Загрузка...

Популярно в соцсетях