Каршеринговые авто и самокаты стали чаще попадать в аварии

Это следует из обзора дорожно-транспортных происшествий за 2021 год, подготовленного МВД. Как сделать дороги безопаснее, разбиралась «Парламентская газета»

13.05.2022 16:56

Автор: Мария Соколова

Каршеринговые авто и самокаты стали чаще попадать в аварии
  © Мобильный репортер / АГН Москва

В прошлом году на российских дорогах произошло 133,3 тысячи аварий, это на 3,1 процента меньше по сравнению с 2020 годом. Сократилось количество погибших и раненых. Но при этом на 40 процентов выросло число ДТП с участием автомобилей каршеринга, а аварий с гироскутерами и электросамокатами стало больше на 67,5 процента. Об этом говорится в обзоре дорожно-транспортной аварийности в России за 2021 год, подготовленном сотрудниками Научного центра безопасности дорожного движения МВД. Как сделать дороги безопаснее, разбиралась «Парламентская газета».  

Больше всего ДТП происходит летом

В обзоре, размещенном на сайте научного центра 6 мая, сообщили, что в 2021 году удалось достичь целей федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Аварий в целом по России стало меньше на 3,1 процента (всего зафиксирована 133 331 авария), погибших — на 5,8 процента (всего в ДТП погибли 14 874 человека), раненых — на 4,2 процента (всего ранения в ДТП получили 167 856 человек). Но уровень аварийности по-прежнему остается высоким: каждое одиннадцатое ДТП приводит к смертельному исходу.

Чаще всего происходили столкновения автомобилей, наезд на пешеходов и съезд с дороги. Водители нарушали правила проезда перекрестков и пешеходных переходов, превышали скорость, не соблюдали дистанцию, выезжали на встречную полосу. Проанализировав статистику, эксперты выяснили, что рост аварийности в России начинается в мае, а пик ДТП приходится на период с июля по октябрь.

Более 116 тысяч аварий в 2021 году произошло по вине водителей, и почти 46 тысяч — из-за плохого состояния дорог. В 13 тысячах ДТП виноваты пешеходы, и 7,5 тысячи аварий связано с технической неисправностью транспортных средств.

Арендованные авто опасны на дороге

В прошлом году выручка операторов каршеринга выросла на 82 процента и достигла 41 миллиарда рублей.

«Это свидетельствует о значительном увеличении спроса на данную услугу и, как следствие, является одной из причин роста показателей аварийности с участием каршеринговых транспортных средств», — сказано в обзоре МВД.

По сравнению с 2020 годом в 2021 году аварий с участием каршеринговых авто стало больше на 40 процентов. В 891 ДТП погибли 64 человека и ранены 1133. По числу аварий лидируют Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Ленинградская, Нижегородская области, Татарстан, Краснодарский край.

© мобильный репортер/АГН Москва

При этом правительство Москвы в 2022 году в два раза увеличило субсидии на покупку автомобилей такси и каршеринга, сообщил официальный сайт мэра Москвы 31 марта 2022 года. Это значит, таких машин будет больше, а значит, и риск аварий возрастет. Сейчас в Московском регионе 155 тысяч автомобилей, которые можно взять в аренду.

В большинстве происшествий участвовали водители каршеринга 20-34 лет с водительским стажем меньше четырех лет. 108 участников ДТП были пьяны, а 43 сели за руль без водительских прав.

Эти данные свидетельствуют о проблемах с допуском к управлению каршеринговыми машинами водителей, считают в МВД. Взять авто можно через мобильное приложение, и некоторые люди используют подложные аккаунты, чтобы сесть за руль. В МВД уверены, что каршеринговые компании должны строже контролировать процесс передачи автомобиля в аренду.

Возможно, эти компании ослабили контроль за клиентами, чтобы восполнить потери, которые они понесли во время пандемии, сказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Александр Башкин. Он напомнил, что в разгар пандемии у каршеринга были финансовые сложности из-за ограничений работы.

Водители электросамокатов не соблюдают ПДД

В МВД также обратили внимание, что в 2021 году на 67,5 процента выросло число ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, гироскутеров, сегвеев, моноколес и других устройств, оснащенных электродвигателями. Всего произошло 672 аварии, в которых погибли 20 человек, а ранения получили 704 человека, в том числе 133 ребенка.  

«К таким средствам передвижения раньше относились как к игрушкам, но на самом деле при неправильном использовании они опасны, — отметил Александр Башкин. — Их статус нужно закрепить в законодательстве».

Отдельные разновидности таких устройств имеют такие же технические характеристики, как мопеды. Но в ПДД их статус не указан и не прописано, как должны вести себя на дорогах их владельцы. В итоге они используют максимальную скорость, нарушают правила движения, переезжают дорогу вне пешеходного перехода.

Читайте также:

• В Петербурге предложили разделить электросамокаты на целевые категории • СМИ поторопились отнести электросамокаты к транспортным средствам

Поправки в Правила дорожного движения, касающиеся средств индивидуальной мобильности, Минтранс подготовил еще несколько лет назад. Но пока эти нормы не закрепили, так как ПДД относятся к нормативным актам, в которые нельзя вносить какие-либо отдельные поправки.

В мае стало известно, что Минпромторг разработал проект национального стандарта по техническим требованиям к электросамокатам, моноколесам и гироскутерам. В частности, пользователям таких устройств предлагают запретить разгоняться быстрее 25 километров в час. Если требования утвердят, то на все подобные устройства должны будут установить ограничители максимальной скорости.

«Необходимо признавать электросамокаты и другие подобные устройства транспортными средствами и вводить для их владельцев ОСАГО», — уверен Александр Башкин.

2 мая Комитет Совфеда по обороне и безопасности рекомендовал МВД России изучить этот вопрос, сообщило РИА «Новости». Также сенаторы рекомендовали Минпросвещения совместно с МВД и Минтрансом разработать предложения по обучению детей безопасному использованию самокатов и скутеров.