Как осетры спасли живопись в опочивальне императрицы

В Таврическом дворце отреставрировали личные покои супруги императора Александра Первого

07.01.2023 16:00

Автор: Александра Медведева

Как осетры спасли живопись в опочивальне императрицы
  © Александр Гальперин/РИА Новости

Таврический дворец в основном известен как место, где заседала царская Дума, а между тем его история гораздо богаче и интереснее. Он служил резиденцией известным историческим личностям, Временному правительству и даже был казармой Конногвардейского полка. Недавно здесь завершился очередной этап реставрации. Специалисты восстанавливали убранство залов №4 и №5 в восточном крыле с весны 2022 года. Во времена Екатерины Великой там располагались личные покои Елизаветы Алексеевны, супруги будущего императора Александра I. В начале XX века в этих помещениях работала канцелярия императорской Госдумы. Сейчас кабинеты занимает представительство парламента Республики Казахстан в Межпарламентской ассамблее СНГ. По окончании работ реставраторы рассказали, почему не стали трогать амальгаму огромных зеркал и для чего им потребовались хрящи осетров.

Наследство Потемкина

Дворец на Шпалерной улице был построен фаворитом императрицы Екатерины Великой князем Григорием Потемкиным к 1789 году. Сам князь редко в нем бывал, так как большую часть времени проводил на юге России. И даже продал его государственной казне, но позже обрел вновь в подарок от императрицы. В те времена дворец именовался Конногвардейским и только после смерти Потемкина назван был Таврическим.

Помещения в восточном флигеле появились позже. По историческим справкам, известен лишь один чертеж дворца, который можно отнести ко временам Екатерины II. Именно тогда сложилась планировка комнат нынешних залов №4 и №5, отведенных под спальню великокняжеской четы и сопутствующих помещений. Центральное место заняла опочивальня с изображением кровати в центре южной стены. Одна из четырех дверей в западной части северной стены, в центре которой был поставлен камин, вела в будуар, или уборную комнату.

Екатерина II очень рано начала искать невесту любимому внуку Александру, и в 1792 году в Таврический дворец, где она в то время проживала, привезли из Германии дочерей маркграфа Баден-Дурлахского Карла Людвига Баденского  — 13-летнюю Луизу-Августу и 11-летнюю Фредерику-Доротею. Из своих комнат к императрице они ходили через знаменитый дворцовый Зимний сад. Обе принцессы, хорошенькие, скромные и отлично воспитанные, сразу завоевали симпатии Екатерины и всего двора, но особенно привлекала внимание Луиза. На ней и остановил позже свой выбор будущий император Александр. Весной сестры в карете или пешком прогуливались по городу. В мае они ездили осматривать комнаты Елизаветы в Таврическом дворце.

Известно, что Павел I, придя к власти после смерти матери в 1796 году, одержимый ненавистью ко всему, что имело к ней отношение, разместил во дворце Конногвардейский полк. Наборные паркеты содрали и использовали при строительстве Михайловского замка. В зимнем саду устроили конюшню, в Екатерининском и Купольном залах — манеж, в других помещениях — казармы. И сама резиденция всего за четыре года пришла в запустение, как после разграбления. Только при Александре I началось восстановление дворца.

Диалектический материализм

В дореволюционное время в этих кабинетах была канцелярия Госдумы Российской империи, после 1917 года — рабочие помещения Петроградского Совета рабочих и крестьянских депутатов. После 1920 года — кабинеты Высшей партийной школы, занятия которой проводились в бывших гостиных, столовых и опочивальнях.

При комплексном ремонте Таврического дворца в 1930-х годах произвели очередную замену перекрытий. В Ротонде, передних комнатах центрального корпуса, опочивальне Елизаветы Алексеевны, личных комнатах Марии Федоровны, в западном переходе, Фонариках и в других помещениях авторскую живопись практически уничтожили, а затем воссоздали по предварительно снятым копиям.

В описаниях 1948 года уже говорилось, что «роспись сильно повреждена от протечек, холст отклеился, краски осыпались и потускнели». Разделка фриза под мрамор уже была утраченной, хотя на фотографиях начала XX века ее еще можно отчетливо видеть.

В 1952 году во дворце произвели внутренний ремонт помещений обоих крыльев с реставрацией лепного и живописного декора. А в описи 1955 года говорится, как использовались бывшие опочивальня и уборная, — здесь был кабинет диалектического и исторического материализма.

Еще одна реставрация залов №4 и №5 прошла в 1960 году. Тогда же говорилось о плохой сохранности зеркала во всю стену: «Амальгама зеркала сильно разрушена, имеется большое количество пятен помутнения, шелушения и осыпей».

Высшая партийная школа размещалась в Таврическом дворце до 1990 года. В 1992 году в резиденции расположилась штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. А в опочивальне императрицы и соседних комнатах — представительство Национального Собрания Республики Казахстан.

Несмотря на многие исторические события, в том числе советского периода, живопись помещений бывших опочивальни и уборной Елизаветы Алексеевны, хотя и в несколько измененном виде, сохранилась до настоящего времени, что облегчило работу реставраторам.

Дело на 48 миллионов

В начале 2022 года Секретариат Совета МПА СНГ подготовил техническую документацию с описанием состояния исторических помещений и заодно одного примыкающего к ним небольшого рабочего помещения №43.

Зал №4, где и располагалась в конце XVIII века опочивальня Елизаветы Алексеевны, — небольшое прямоугольное помещение 7,3 на 6,6 метра с высотой до потолка в 6,4 метра. Зал №5 — побольше: 6,5 на 11 метров.

В современном описании значилось: комнаты залов №4 и №5 украшены росписью в технике темперной живописи, а в зале №5 нижняя часть стен отделана искусственным мрамором. Конструкции несущих стен находятся в ограниченно работоспособном состоянии, требуется ремонт кладки в местах осадочных трещин в стенах.

Полы — с перепадами до восьми сантиметров: нужно отремонтировать сам дубовый паркетный пол, лаги, черновой слой. Паркет находится в неудовлетворительном состоянии: наблюдаются крупные участки утрат лакового покрытия, загрязнение поверхности древесины на этих участках, утраты древесины клепок и отдельных клепок, царапины и вмятины на поверхности покрытия, образование щелей между клепками и подлежащие удалению ремонтные вставки и мастиковки, отличные по цвету от основного цвета покрытия. Результаты микологического исследования образца древесины паркета позволяют заключить, что количество древоразрушающих микроорганизмов в паркете не превышает нормируемых значений.

На потолке есть протечки из-за прохудившейся кровли. На стенах — следы протечек и трещины в отделке. Стены были многократно окрашены, причем разными составами.

Лепной декор выполнен из гипсового раствора, поверхность гипса пропитана олифой, окрашена составом на водно-дисперсионной основе. Состояние лепного декора неудовлетворительно, а рисунок частично нарушен. Износились деревянные оконные рамы, входные двери, мраморные подоконники, камин, резные печи.

Стоимость работ специалисты оценили более чем в 48 миллионов рублей.

Не трогать зеркала

Руководитель отдела ремонта и реставрации Секретариата Совета МПА СНГ Сергей Сенькевич рассказал, что из подвалов этих помещений вынесены десятки тон строительного мусора, который копился столетиями. Был воссоздан дубовый паркет, сохранности которого поспособствовал полуметровый «пирог» пола.

А вот зеркала заменить уже не может никто. Реставраторы только обновили рамы. Новые отражающие полотна такого размера сегодня не найти и не изготовить ни в Москве, ни в Петербурге, ни где бы то ни было еще — «поправить» амальгаму, созданную когда-то с использованием ртути, в современных условиях невозможно.

Рыбий клей

При расчистке отслоившейся штукатурки на стенах выяснилось, что частично живопись была нанесена прямо на нее, а частично шла по бумажному холсту. Из-за протечек появились солевые отложения, завелся грибок.

«Когда мы приступили к работам по восстановлению, состояние росписей было жуткое: и загрязнения, и протечки, и отставания, — рассказал бригадир художников-реставраторов Григор Геворгян. — Живопись была нанесена на холсты водными красками, а холсты приклеены к основе. Это позволило спасти процентов 50-60 росписи. Если бы она была полностью на штукатурке — большая часть была бы уничтожена. Нужно было снимать холсты, удалять ржавчину, сушить».

Он рассказал, что краски по согласованию с охранными ведомствами в реставрационных работах используются уже современные. Но применяются и некоторые исторические технологии. Например, для укрепления красочных слоев используется клей, который варят из хрящей осетра.

«Сейчас, конечно, все подорожало, но мы хрящи осетров находим, заказываем», — усмехнулся художник-реставратор.

Чтобы ликвидировать повреждения и утраты на печах, по историческим образцам и технологиям отливали белые изразцы. Реставраторы восстановили геометрию камина и очистили мрамор от пятен. Печи и камин теперь находятся в рабочем состоянии, но использоваться, конечно, не будут.

Специалисты итогами работ остались довольны: они уверены, что Елизавета Алексеевна свою опочивальню узнала бы.

На будущее

Ремонтные работы в Таврическом дворце ведутся уже не первый год, уже приведены в должное состояние мраморные и деревянные лестницы, некоторые кабинеты и завершается укрепление фонаря Думского зала. Но даже на сегодня половина помещений дворца еще нуждается в ремонте и реставрации. Они расписаны на восемь лет вперед. В 2023 году запланированы работы в зале №12, где располагается представительство Республики Таджикистан. В 2024 году — в зале №8. На очереди кабинеты парламентских представительств республик Молдовы, Азербайджана, Киргизии, России и Белоруссии.