Дедушка по вызову

Как правильно и безопасно заказать ребенку Деда Мороза на Новый год

Дедушка по вызову
  © Кирилл Зыков / АГН Москва

По данным сервиса объявлений «Авито», уже в ноябре спрос на Деда Мороза и Снегурочку в России вырос на 147 процентов по сравнению с прошлым годом. А больше всех встречи с новогодними героями ждали жители Екатеринбурга (+277 процентов), Тюмени (+270) и Красноярска (+256). На этом фоне растут и цены на такие услуги. Депутаты и сенаторы рассказали «Парламентской газете» о своем опыте вызова Деда Мороза и Снегурочки и как им самим довелось примерить на себя роль волшебников.

Дед Мороз — Певцов, Снегурочка — Драпеко

Как показывают соцопросы, более 90 процентов детей до четырех лет уверены, что Дед Мороз существует, почти 30 процентов двенадцатилеток не исключают такой возможности, а среди 45-летних веру в сказку сохраняют только 10 процентов россиян.

Поверить в чудо и малышам, и взрослым помогает визит настоящего волшебника. Считается, что традиция приглашать домой Деда Мороза и Снегурочку появилась в СССР в 60-х годах прошлого века и закрепилась в 70-х годах. Тогда их роль, как правило, исполняли папы и мамы, соседи и знакомые, коллеги по работе и лишь в редких случаях профессиональные актеры.

Народный артист России и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Дмитрий Певцов Дедом Морозом был всего три раза в жизни. И все три раза — для своего сына Елисея. «В первый раз я довольно серьезно готовился — приобрел костюм, бороду, — рассказал актер «Парламентской газете». — Самым сложным и важным, кстати, оказалось изменить голос, потому что голос, интонации — это то, на чем легко можно запалиться».

Елисею в ту пору было три года, вспоминает Певцов. До шести лет он искренне радовался визитам главного зимнего волшебника, а в шесть неожиданно сам преподнес родителям новогодний сюрприз — взял, да и рассекретил знаменитого папу. «Причем он все сделал как надо — рассказал стишок, дождался, пока закончится мое представление, а когда я ушел, спросил у жены: «Дед Мороз — это папа?», — рассмеялся актер. — Та, конечно же, стала все отрицать, говорить, что Дед Мороз был самый настоящий, с далекого Севера… Но с тех пор эта традиция у нас стала необязательной. А я сам эту роль и вовсе перестал исполнять».

А первый зампред Комитета Госдумы по культуре заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко вспомнила, как в студенческие годы работала Снегурочкой. «За одно выступление платили 5-9 рублей. При этом стипендия была 35 рублей, так что на новогодних праздниках можно было неплохо заработать», — сказала она «Парламентской газете». И призналась, что деньги тратила на девичьи штучки: косметику, наряды.

Волшебники в законе

Сегодня интернет переполнен объявлениями об услугах Деда Мороза и Снегурочки. По данным сайта «Авито», приход сказочных героев на дом может стоить у частников от 500 до 8 тысяч рублей. Профессиональные агентства берут и того больше. Например, на одном из сайтов стандартное выступление — подвижные игры, конкурсы и вручение подарков — стоит 3200 рублей, а ВИП-визит с фокусами, шоу мыльных пузырей и живой игрой на музыкальных инструментах — от 18 тысяч рублей.

Если Дедушка получает прибыль со своей праздничной деятельности, он должен официально оформиться либо как самозанятый, либо как индивидуальный предприниматель, либо трудоустроиться в агентство, напомнила всем волшебникам зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. «С полученной прибыли Дед Мороз, как и другие граждане, должен делать отчисления в ФСС и ПФР, налоговые органы. То же самое касается и внучки Деда Мороза — Снегурочки», — сказала сенатор «Парламентской газете».

© Кирилл Зыков / АГН Москва

Сарафанное радио

Депутаты и сенаторы также дали несколько советов, как заказать Деда Мороза и не испортить праздник ни детям, ни себе.

«Мне не раз приходилось заказывать аниматоров для своих внуков, — рассказала Елена Драпеко. — Первое, на что я обращаю внимание, — это репутация агентства. Она зависит и от того, как долго компания работает на рынке, и от того, какие отзывы о ней оставляют клиенты».

А вот Дмитрий Певцов признался, что услугами Дедушки по вызову до сих пор не пользовался, тем не менее кое-какими советами народный артист, как опытный папа, тоже поделился. «Лучше всего, выбирая актеров для новогоднего поздравления, прислушиваться к сарафанному радио, — отметил он. — Обратиться к друзьям и близким, поспрашивать, кого они заказывали, могут или не могут рекомендовать и так далее. А вот отзывам из интернета я бы не доверял — их слишком легко подделать».

Жалоба в Роспотребнадзор

Как правильно заказать аниматора, накануне праздников рассказали и в Роспотребнадзоре. «Хороший аниматор должен быть актером, который, надевая костюм, вживается в роль и остается в образе до тех пор, пока длится праздник и находится в зоне видимости детей», — отметили там. Но и этого мало. «Профессиональный аниматор обладает знаниями в области педагогики, психологии и игротехники», — обратили внимание в Роспотребнадзоре.

Чтобы выбрать именно таких Деда Мороза и Снегурочку, в ведомстве посоветовали, во-первых, внимательно изучить рынок услуг, ознакомиться с программами и ценами, во-вторых, перед тем, как сделать окончательный выбор в пользу того или иного агентства, задать несколько вопросов, в том числе:

- Можно ли отказаться от услуги заранее (за сколько дней) без потери денег? Какую сумму удержат, если отказ будет в день мероприятия (если ребенок заболеет или срочно изменятся планы)?

- Какая итоговая цена за услугу? Что именно входит в эту цену? Какие дополнительные услуги предоставляет исполнитель?

- Сколько длится программа? Какой реквизит будет использован?

- Гарантирует ли исполнитель безопасность зрителей? Используется ли пиротехника или иное специфическое оборудование, которое может представлять опасность?

- Можно ли узнать Ф. И. О. аниматора? Какой у него опыт, специальное образование или подготовка? Есть ли промо-видео его выступления?

В-третьих, в Роспотребнадзоре рекомендовали заключать договор на услуги в двух экземплярах в письменной форме. А перед тем, как подписать бумаги, внимательно их изучить.

Если же условия договора нарушены, а исполнитель отказывается возмещать убытки, следует обращаться в территориальный отдел Роспотребнадзора для защиты своих прав.