Что известно о катастрофе в аэропорту Шереметьево

Следственный комитет приступил к расшифровке «чёрных ящиков»

Что известно о катастрофе в аэропорту Шереметьево

Фото: СКР

Вечером 5 мая в столичном аэропорту Шереметьево совершил аварийную посадку и загорелся самолёт Sukhoi Superjet 100. В результате погиб 41 человек. «Парламентская газета» разбиралась, что известно о трагедии на данный момент.

Виновата молния?

Около 18:00 самолёт компании «Аэрофлот» Sukhoi Superjet 100 вылетел из московского аэропорта Шереметьево в Мурманск. Однако практически сразу борт запросил аварийную посадку.

По свидетельствам пассажиров, примерно через десять минут после вылета в лайнер попала молния. Это повредило электронику самолёта, и он потерял связь с землёй. Пилоты приняли решение возвращаться в аэропорт Шереметьево, переведя судно в режим прямого управления.

Посадить SSJ-100 экипажу удалось не сразу — из-за плохих метеоусловий самолёт смог приземлиться лишь со второго раза. Касание с землёй вышло жёстким, при посадке у лайнера подломились стойки шасси и загорелись двигатели. Пламя быстро охватило хвостовую часть — половина самолёта была в огне ещё до того, как тот окончательно остановился на взлётно-посадочной полосе.

Из-за повреждений организовать эвакуацию людей экипажу удалось только по надувным трапам в носовой части лайнера. При этом, как сообщают СМИ, некоторые пассажиры вопреки действующим регламентам покидали самолёт, взяв личные вещи. Возможно, если бы не это, жертв катастрофы было бы меньше, хотя службы аэропорта утверждают, что эвакуация была осуществлена лучше нормативов.

«Если бы не вызванная этим обстоятельством давка, возможно не всех, но какую-то часть людей, которые погибли, можно было бы спасти», — сказал «Парламентской газете» глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Как заявила старший помощник руководителя Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ Елена Марковская, из 78 человек, находящихся на борту, выжили 37: четыре члена экипажа из пяти и 33 пассажира. По данным Минздрава, девять пострадавших в результате катастрофы были доставлены в столичные медицинские учреждения. Из них четверо находятся в тяжёлом состоянии, пятеро — в состоянии средней степени тяжести.

По факту крушения лайнера СКР возбудил дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Как сообщается на официальном сайте ведомства, следователи уже изъяли чёрные ящики сгоревшего в Шереметьеве самолёта Sukhoi Superjet 100.

Рассматривается три основные версии случившегося — это человеческий фактор, техническая неисправность самолёта и неблагоприятные метеоусловия.

Дальнейшая реакция

Катастрофа в Шереметьево потрясла россиян. Свои соболезнования семьям погибших и пострадавших, в частности, выразили президент Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и спикер Государственной Думы Вячеслав Володин. Слова сочувствия приходят также из заграницы.

Фото: СКР

Глава государства распорядился провести тщательное расследование инцидента и оказать помощь всем пострадавшим. По поручению Дмитрия Медведева будет образована госкомиссия по расследованию обстоятельств происшествия.

В Мурманской области в связи с трагедией объявлен трёхдневный траур — 6, 7 и 8 мая. Временно исполняющий обязанности главы региона Андрей Чибис также сообщил, что семьи погибших пассажиров рейса «Аэрофлота» Москва-Мурманск получат компенсации в размере одного миллиона рублей. Пострадавшим выплатят по 500 тысяч рублей. А по словам главы Минтранса Евгения Дитриха, общие выплаты семьям погибших в катастрофе могут составить до пяти миллионов рублей — с учётом страховых выплат и выплат от авиакомпании.

Кроме того, в результате трагедии более 80 рейсов задержано или отменено в аэропортах Москвы в понедельник. Ожидается, что ограничение в аэропорту Шереметьево, где в настоящий момент функционирует только одна ВПП, будут действовать до 18:00 6 мая.

После авиапроисшествия Ространснадзор проведёт внеплановые проверки аэропорта, авиакомпании «Аэрофлот» и Государственной корпорации по организации воздушного сообщения. Об этом говорится на сайте ведомства. Вопросы также остаются к дальнейшей эксплуатации Sukhoi Superjet 100.

Не торопиться с выводами

Авиапроисшествие в аэропорту Шереметьево может потребовать законодательных решений, при необходимости — парламентского расследования, заявил член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Но прежде следует дождаться выводов специалистов, убеждён сенатор. Нужно получить ответы на главные вопросы: всё ли было сделано для спасения людей, готовы ли соответствующие службы в аэропортах к подобным чрезвычайным ситуациям?

«И если ответы на эти вопросы не удовлетворят общество, то тогда должны включаться парламентарии», — полагает он.

Если будет доказано, что вынос пассажирами ручной клади спровоцировал давку и затруднил эвакуацию людей из горящего самолёта, то потребуется внести дополнительные изменения в авиационные регламенты, которые бы ограничивали доступ пассажиров к багажу, заявил член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Тен. «Возможно, даже установить технические средства, блокирующие верхние полки с багажом», — предположил депутат.

Глава Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Михаил Дегтярев написал на своей странице в Facebook, что авария оставила много вопросов, но окончательные выводы о причинах катастрофы — молния это, дефект, ошибка, действия паникующих пассажиров или халатность наземных служб — даст следствие.

Критикам отечественной авиатехники стоит вспомнить две недавние катастрофы Boeing-737 MAX.

«Важно делать выводы из катастроф, правила безопасности пишутся кровью жертв, — подчеркнул он. — Критикам отечественной авиатехники стоит вспомнить две недавние катастрофы Boeing-737 MAX: из-за ошибки программного обеспечения убились более 300 человек, а производители скромно промолчали».

Любая техника опасна, добавил депутат. Жизнь спасают или губят люди, а не самолёты.

Первый постсоветский

Sukhoi Superjet 100 — первый в постсоветской истории разработанный в России пассажирский самолёт. Его созданием занималось АО «Гражданские самолёты Сухого» при участии Finmeccanica-Alenia Aermacchi. Первый полёт самолёт совершил в мае 2008 года, а в 2011 году он был введён в эксплуатацию. Региональный-ближнемагистральный турбо-реактивный SSJ-100 рассматривался как самолёт, способный завоевать свою долю мирового рынка и заместить зарубежные аналоги в отечественном авиапарке.

По данным Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), сейчас в эксплуатации 139 таких самолётов: 106 из них — в России, 33 — за рубежом. В авиапарке «Аэрофлота» сейчас 50 самолётов SSJ-100 и заказано ещё 100 штук.

В конце 2018 года кабмин выделил около десяти миллиардов рублей на покупку российскими авиакомпаниями воздушных судов Sukhoi Superjet 100.

Финансирование проекта заложено в подпрограмму «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание» Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», рассчитанной до 2021 года с общим объёмом ассигнований 7753,33 миллиарда рублей.

Следует отметить, что это первая катастрофа SSJ-100 с человеческими жертвами при коммерческой эксплуатации, хотя самолёт ранее попадал в инциденты.

В октябре 2018 года самолёт авиакомпании «Якутия» выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы в Якутске. В результате были повреждены передние стойки шасси и фюзеляж. В феврале этого года один из принадлежащих «Аэрофлоту» SSJ-100 вернулся в аэропорт вылета из-за проблем с гидравликой.

Просмотров 7368

06.05.2019 13:28



Загрузка...

Популярно в соцсетях