Взрыв в петербургском метро: рассматриваются все версии

Тема: Взрыв в петербургском метро

Взрыв в петербургском метро: рассматриваются все версии Фото очевидца

Третьего апреля в Санкт-Петербурге взрывное устройство сработало в вагоне поезда метро, ехавшего по Второй линии между  станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт». По некоторым данным, оно могло быть начинено поражающими элементами.

Теракт, бытовая и криминальная версии?

В пресс-службе метрополитена города уже сообщили, что все станции закрыты. Погибли не менее 10 человек, среди пострадавших (их может быть до 50 человек) есть дети. На место происшествия прибыл прокурор Петербурга Сергей Литвиненко. Он взял проверку по факту чрезвычайного происшествия на особый контроль.

Президент России Владимир Путин заявил, что рассматриваются все версии произошедшего в метро Санкт-Петербурга. Он уточнил, что речь идёт не только о терроризме, но и бытовой и криминальной версиях.

«Правоохранительные органы и специальные службы работают сделают все для того, чтобы выявить причины случившегося, дать полную оценку тому, что произошло», — отметил глава государства.

По мнению главы Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергея Гончарова, в  метро Сантк-Петербурга всё-таки произошёл теракт. «По крайней мере, то, что мы с вами наблюдаем, и то, что уже обсуждается, тот взрыв, который произошёл в метро, я не думаю, что это какие-то технические неполадки или какие-то газовые баллоны», — сказал Гончаров в эфире телеканала «Россия 24».

С ним согласен и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Он убеждён, что прогремевший сегодня в метро Санкт-Петербурга взрыв — это, несомненно, теракт, поскольку «идёт война». «В последнее время террористы видят в России врага номер один, и вот, несмотря на все меры предосторожности, случилось, — сказал сенатор. — Идёт война со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Паниковать ни в коем случае нельзя

По мнению председателя Комиссии по безопасности Общественной палаты Антона Цветкова, даже если случившееся впоследствии квалифицируют как теракт, отечественные спецслужбы делают всё возможное, чтобы подобных происшествий было меньше.

«Российские спецслужбы занимают лидирующую позицию в мире в вопросах предотвращения террористических актов, — сказал общественник «Парламентской газете». — Значительное количество предотвращённых терактов было  предотвращено на стадии подготовки,  большое количество причастных к ним людей было задержано и арестовано».

По его мнению, на 100 процентов защитится от террористов невозможно.

«Необходимо создать такие условия, когда возможность осуществления терактов близится к нулю, — уточнил Цветков. — Уверен, будет проведено тщательное расследование и все виновные будут привлечены к ответственности».

Цветков выразил соболезнование родным и близким погибших граждан и призвал  всех не поддаваться панике и не обращать  внимание на информацию из непроверенных источников.

К этому же призывает и Франц Клинцевич: «Спокойствие и ещё раз спокойствие. Абсолютно уверен, что на этот наглый вызов будет дан самый жёсткий ответ».


О чём говорит законодательство

Основным нормативным правовым актом в области транспортной безопасности является принятый в 2007 году Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (последние изменения в него были внесены в июле 2016 года). В документе определены правовые основы деятельности по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности. Установлено, что обеспечение безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на собственников и пользователей указанных объектов.

Для повышения безопасности пассажиров и защиты от незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, законом в частности,  предусмотрено, досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, обязательная сертификация технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности, а также обязательная аккредитация организаций, которые привлекаются для защиты объектов транспорта от актов незаконного вмешательства.

Максимальный срок лишения свободы за неисполнение требований по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры для лиц, непосредственно ответственных за это, если их деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба, составляет 5 лет. Максимальный срок лишения свободы за такое же  преступление, но совершенное группой лиц и повлекшее за собой смерть человека, составляет 7 лет, а за совершенное организованной группой и повлекшее смерть несколько человек, — 8 лет.

Также принят ряд подзаконных актов. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 года установлено три уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Распоряжением Правительства РФ от 5 ноября 2009 года утвержден перечень работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности, в частности, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также формирование и ведение информационных ресурсов единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах. Приказом Минтранса РФ, ФСБ и МВД РФ от 5 марта 2010 года определён перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

30 июля 2010 года была утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. В рамках реализации программы за счёт средств федерального бюджета были оснащены инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности 8 метрополитенов, 37 железнодорожных вокзалов, 6 участков железнодорожных путей, в том числе 3 участков высокоскоростного железнодорожного движения, 30 аэропортов, 31 акватории морских портов и 54 объектов транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта, 35 объектов дорожного хозяйства.

В 2015 году постановлением Правительства РФ был утверждён порядок и правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

В 2016 году также принят ряд правовых актов в области транспортной безопасности. Так, в частности, постановлением Правительства РФ №678 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта. Постановление Правительства №924 устанавливает систему мер по защите от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта и объектов дорожного хозяйства.  


Теракты в метрополитенах городов России

Первый теракт в истории Московского метрополитена произошёл 8 января 1977 года. В Москве почти одновременно произошло три взрыва. Этот инцидент произошёл в 17:33 по московскому времени: в поезде метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская» прогремел взрыв, в результате чего семь человек погибли и ещё сорок четыре получили ранения различной степени тяжести. Трёх организаторов теракта, членов армянской националистической организации «Парос», арестовали и приговорили к высшей мере наказания.

Второй теракт в истории московского метро произошёл поздним вечером 11 июня 1996 года. В поезде между станциями «Тульская» и «Нагатинская» взорвалось самодельное взрывное устройство, четыре человека погибли, четырнадцать получили различные ранения. От взрыва один вагон был разрушен, другие повреждены. Пассажирам пришлось пешком добираться до ближайшей станции. Взрывное устройство фугасного типа, эквивалентное по мощности одному килограмму тротила, было заложено под сиденье вагона, где находилось техническое оборудование состава. 7 декабря 1997 года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, имена которых не разглашались.

19 декабря 1996 года в Санкт-Петербурге при взрыве в вагоне поезда на перегоне между станциями «Площадь Ленина» и «Выборгская» один пассажир был контужен.

24 декабря 1997 года в Санкт-Петербурге на станции «Адмиралтейская», закрытой на ремонт, сработало взрывное устройство. Пострадавших и разрушений не было.

1 января 1998 года в Москве на станции «Третьяковская» при взрыве самодельной бомбы из аммиачной селитры мощностью до 300 г в тротиловом эквиваленте ранения получили три работницы метрополитена. Следствие рассматривало версию хулиганства.

8 августа 2000 года в Москве в подземном переходе на станции «Пушкинская» произошёл взрыв безоболочной бомбы на 1 кг тротила. 13 человек погибли, 118 пострадали. Преступление не было раскрыто.

Взрыв на станции «Белорусская» случился 5 февраля 2001 года в 18:45. Бомба была заложена под мраморную скамью, расположенную на платформе. Благодаря большому весу скамьи, которая смягчила удар, последствия взрыва были не столь значительными. Взрывом разворотило скамью, под которую была заложена бомба, и вырвало из стены две мраморные плиты. С потолка на людей посыпалась штукатурка, несколько человек получили травмы от осколков мрамора, разлетевшихся во все стороны. Ранены более десяти человек. Организаторы не установлены.

6 февраля 2004 года в вагоне Московского метрополитена, следовавшем в центр, между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» произошёл взрыв. Взрывное устройство мощностью 4 килограмма в тротиловом эквиваленте привёл в действие уроженец Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения; судя по месту центра, взрывное устройство было у него на поясе или, может быть, в сумке на плече. Погиб (не считая Ижаева) 41 человек.

31 августа 2004 года в Москве у станции метро «Рижская» в результате взрыва погибли 10 человек, 51 был ранен.

29 марта 2010 года на станциях Московского метрополитена «Лубянка» и «Парк Культуры» произошли два взрыва в утренний час пик. Погиб 41 человек, более 80 были ранены. Ответственность за теракт взял на себя Доку Умаров.

Крупные теракты в метро в других странах

20 марта 1995 года адепты секты «Аум Синрикё» распылили отравляющий газ «зарин» в токийском метро. В результате газовой атаки погибли 13 человек (по другим данным — 12) и 6,3 тысячи получили отравление различной степени тяжести.

25 июля 1995 года в Париже на подземной станции городских электропоездов RER «Сен-Мишель» (Saint-Michel) взорван газовый баллон с начинкой из металлической стружки. Погибли восемь человек, ранения получили не менее 117 человек.

Пожар в метро города Тэгу (Южная Корея) случился 18 февраля 2003 года. В результате пожара погибли 198 человек, количество раненых как минимум 147 человек. Причина пожара — поджог, осуществленный 56-летним Ким Тэ Хваном, в прошлом водителем такси. По собственным словам, он намеревался покончить жизнь самоубийством и хотел умереть вместе с другими людьми, в толпе, а не в одиночку. В прошлом он обращался за психиатрической помощью.

7 июля 2005 года в Лондоне произошло 4 скоординированных взрыва, осуществлённых террористами-смертниками. В 8:50 утра, с промежутком в 50 секунд, были взорваны три поезда Лондонского метрополитена. Почти через час, в 9:47, раздался четвёртый взрыв в автобусе на Тэвисток-сквер.

Были убиты 52 человека, ранены около 700. Погибли также 4 террориста-самоубийцы: Хабиб Онф, Мохаммед Сидик Хан, Джермен Линдси и Шехзад Танвер. Большой резонанс в обществе вызвал тот факт, что смертники были гражданами Соединённого Королевства. Более того, все они, кроме Линдси, родились и выросли в Великобритании, учились в британских школах.



Автор: Дмитрий Олишевский

Просмотров 2625

03.04.2017

Популярно в соцсетях