Зинаида Драгункина: Наша ключевая задача — обеспечить единое образовательное пространство

Что даст сфере образования передача школ от региональных властей муниципальным? Какие задачи решит система учительского роста? Как вернуть детям интерес к чтению?

Зинаида Драгункина: Наша ключевая задача — обеспечить единое образовательное пространство

Зинаида Драгункина: «Без профессиональных учителей невозможно обеспечить достойное образование и поступательное развитие нашей страны»

Что даст сфере образования передача школ от региональных властей муниципальным? Какие задачи решит система учительского роста? Как вернуть детям интерес к чтению? Об этом рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Заслуженный учитель РФ Зинаида Драгункина

- Зинаида Федоровна, как строится работа сенаторов с педагогическим сообществом?

- Мы регулярно посещаем школы в регионах, часто приглашаем учителей, школьников, родителей из всех регионов к нам, в Совет Федерации. Для нас важно услышать их точку зрения на острые актуальные вопросы образования и воспитания детей, в руках которых, образно говоря, ответ на самый главный вопрос: каким будет будущее России?

Именно об этом шел разговор в День знаний в Ярославле на Всероссийском открытом уроке «Россия, устремленная в будущее», который провел глава государства Владимир Владимирович Путин для учащихся всей страны в рамках V Всероссийского форума профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ». Общаясь непосредственно с его участниками, я буквально ощутила, какое сильное впечатление произвела на ребят встреча с Владимиром Владимировичем, его вера в них. Они уезжали к себе домой с огромным желанием творить, познавать, «приносить плоды своего труда на алтарь Отечества». На недавнем заседании Совета по науке и образованию Владимир Путин подчеркнул, что нам необходимо «выстроить комплексную систему сбережения, развития талантов». Речь идет о выявлении и поддержке одаренной молодежи — начиная от школьников и закачивая молодыми исследователями и разработчиками. Обращаю внимание, что ребятам уже на форуме были предложены рабочие места в ведущих корпорациях страны, дополнительные преференции при поступлении в вузы, гранты на дальнейшую разработку проектов и даже приглашения на запуск новых космических аппаратов. И это справедливо.

- Какие проблемы будут в центре внимания возглавляемого вами комитета в эту парламентскую сессию?

Из целевых ориентиров Минобрнауки на 2018 год
90% школьников будут учиться по новым федеральным государственным образовательным программам.

100% сельских школ будут соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

100% детей от 3 до 7 лет получат дошкольное образование.

71% детей 5-18 лет будут получать дополнительное образование.

100% детей-инвалидов получат возможность учиться на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Источник: http://минобрнауки.рф

— Одно из самых важных направлений деятельности комитета — поддержка учителей, совершенствование педагогического образования, исполнение поручения президента по итогам Послания Федеральному Собранию по формированию и развитию отечественной системы учительского роста. Без профессиональных учителей невозможно обеспечить достойное образование и поступательное развитие нашей страны. Наша общая задача — вернуть былую глубину и фундаментальность отечественного педагогического образования, подкрепить этот процесс соответствующими законодательными решениями.

Отдельного внимания заслуживают вопросы подготовки вожатых. Студенты педвузов — наш кадровый резерв, в том числе в качестве вожатых. Неоднократно нами на разных уровнях ставился вопрос о специальной подготовке вожатых, а также о том, чтобы их работа в детских лагерях засчитывалась как студенческая практика. Отрадно, что в ряде педагогических вузов уже запущена эта работа. Так, Московский педагогический государственный университет начал работу над пилотным проектом «Всероссийская школа вожатых». Этот проект позволит вожатым «нового типа» получить уникальный опыт выстраивания общения и управления детским коллективом в рамках курса «Основы вожатской деятельности». По результатам апробации проекта планируется представить комплексную программу подготовки вожатых для тиражирования в других педагогических вузах. Радует, что сами студенты изначально наши единомышленники в этом.

Вместе с коллегами из Госдумы на заседании Совета законодателей намерены обсудить ход реализации Послания Президента по вопросам образования. Планируется рассмотреть в том числе вопросы закупки учебников в регионах, выполнение программы строительства новых и реконструкции старых школьных зданий.

Особой поддержки требуют сельские школы, эти вопросы мы будем подробно обсуждать на парламентских слушаниях. Во многих регионах большая часть населения проживает в сельской местности, и сельская школа для этих людей — центр культурной, спортивной, патриотической жизни, центр общения. Важно укреплять материально-техническую базу и кадровый потенциал сельских школ. Вопросы обеспеченности школьными автобусами, отопления, содержания школ, организация их работы — это вопросы жизни села. Нет школы — нет села, потому что некому будет в нем жить и работать. Молодые родители уедут туда, где будет возможность обучать детей, где будет возможность трудиться им.

Кроме того, среди первоочередных задач — обеспечение доступности и качества дошкольного образования детям до трех лет, усиление внимания к здоровью детей, особенно с ограниченными возможностями, с первых дней жизни, совершенствование законодательной базы, касающейся детей из многодетных семей, детей-сирот, детей, родители которых неизвестны, то есть подкидышей. По-прежнему в центре нашего внимания вопросы эффективного партнерства с социально ориентированными НКО, институтами гражданского общества.

- В настоящее время активно обсуждается инициатива министра образования и науки Ольги Васильевой о передаче школ от муниципальных властей региональным. Каково ваше отношение к этому вопросу?

- Самое положительное. Во время «Прямой линии» 2017 года Владимир Путин затронул темы единого образовательного пространства. Считаю, что данная инициатива напрямую касается этих вопросов. Министерство будет реализовывать пилотный проект по предлагаемой модели пока в 16 регионах страны.

Создать единое образовательное пространство невозможно и без отказа от чрезмерной вариативности учебников. Напомню, что из школьной программы уже были исключены 38 учебников истории, как не соответствующие концепции преподавания этого предмета в школе. На этапе разработки родительская общественность принимала активное участие в обсуждении концепции. И готова вместе с министерством, учеными, учителями, экспертами продолжать такую работу и по другим предметам.

Образование объединяет нацию, как язык, как алфавит. Нельзя, чтобы Родина начиналась с разных картинок в разных букварях!

- Знаю, что тема русского языка и литературы для вас как учителя по этим предметам очень близка. А есть рецепт от Драгункиной, как вернуть детям интерес к чтению?

- Если бы был такой универсальный рецепт от меня или кого-то другого, давно бы его применили. К сожалению, такой волшебной таблетки «Хочу читать» нет. Это не значит, что мы сдаемся и капитулируем перед гаджетами. Напротив, сегодня все более актуальна задача — усилить гуманитарную составляющую образования, привить интерес к книге, чтению, постараться шире в этом образовательном, познавательном ключе использовать, в том числе, и современные технологии. В день рождения Александра Пушкина в Ялте под эгидой Совета Федерации во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко в этом году состоялся III Международный Ливадийский форум «Русский мир и русский язык: исторические корни, направления развития». Знаете, что поразило — особая атмосфера форума. Буквально в воздухе витала пронизывающая Крым, Ялту любовь к русской истории, литературе.

Кстати, русская речь зарубежных участников форума из 38 стран, включая Сербию, Словению, Грецию, Китай, Швейцарию, Таджикистан, Кыргызстан, Индию, Афганистан, Вьетнам, была просто замечательная. Все они отмечали особую роль великой русской литературы в жизни не только нашей страны. Призывали нас не утратить, совместно сохранять и развивать ее высокий гуманистический потенциал. Настойчиво приглашали учителей-словесников из России на работу в свои страны.

Накануне нового учебного года в Совете Федерации прошла встреча Валентины Матвиенко с учителями, откликнувшимися на предложение о кадровой поддержке школ Таджикистана. Впервые за много лет наши учителя с 1 сентября приступили к работе в этой стране. Кроме того, оказана значительная помощь учебниками и методическими пособиями по русскому языку и другим предметам. Убеждена, подобные образовательные миссии будут востребованы и послужат взаимообогащению культурного и экономического сотрудничества стран Содружества. Такую практику мы будем обязательно продолжать.

Одновременно хочу напомнить о поручении президента руководителям субъектов Федерации по повышению уровня и качества изучения русского языка в школах как государственного, при этом строго соблюдать права граждан на добровольное изучение государственных языков республик и родных языков из числа языков народов России.

Этому, безусловно, способствует возвращение в школу сочинения. Уже сегодня Советом по проведению итогового сочинения определены пять открытых направлений тем на 2017/18 учебный год: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». Как вы помните, цель проведения таких сочинений — выявление у учащихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на произведения отечественной и зарубежной литературы.

Сегодня особое значение имеют подготовка и значительное увеличение выпуска специалистов в сфере цифровой экономики"

Что касается меня, мой личный ответ прост и ясен: надо чаще читать книги. Читать вместе, семьей, с детьми. Я читаю каждую свободную минуту. И по-прежнему убеждена, что книга — это лучший подарок.

- Каково ваше мнение о проекте по формированию цифровой экономики?

- Согласитесь, именно молодому поколению предназначено будущее строить и в нем жить. Цифровая экономика сегодня становится основой развития системы государственного управления и социальной сферы.

В последние годы Россия заметно продвинулась по многим направлениям цифрового развития. Москва, например, находится на третьем месте в мире по наличию системы образования, обеспечивающей потребности рынка труда будущего. В настоящее время город совместно с Минобрнауки России работает над внедрением единой цифровой образовательной среды.

Сегодня особое значение имеют подготовка и значительное увеличение выпуска специалистов в сфере цифровой экономики. Для этого, как отметил президент, следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений.

- Как вы считаете, способны ли наши вузы конкурировать с признанными лидерами мирового рейтинга?

- В настоящее время ведется работа по формированию общероссийской системы оценки качества образования. Такая система позволит эффективнее регламентировать образовательную деятельность, совершенствовать государственные аттестационные процедуры, а также мониторинговые, в том числе связанные с рейтингами вузов.

Как вы знаете, президентом поставлена задача — не менее пяти отечественным университетам войти в сотню лучших, согласно мировым рейтингам. Глобальный рейтинг университетов QS World University Rankings, опубликованный в июне, подтверждает, что реализуемый в стране амбициозный проект по повышению конкурентоспособности российских вузов 5-100 приносит свои плоды. Общее количество отечественных университетов в глобальном рейтинге увеличилось до 24, при этом показатели 14 вузов существенно выросли. Лидером отечественной высшей школы вновь стал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Но, чтобы оценить качество работы отечественных вузов, одних международных рейтингов недостаточно. Как неоднократно отмечал ректор МГУ Виктор Садовничий, нам нужны свои, отечественные рейтинги. И в ноябре прошлого года был запущен российский проект — Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета». Это первый проект международного рейтинга со штаб-квартирой в России. Его учредители — Российский союз ректоров и Российская академия наук. Главная особенность, что базовые критерии рейтинга представляют собой три группы: «качество образования», «наука», «университет и общество». Рейтинг основан на единообразно изменяющихся измеряемых количественных показателях, что отличает и существенно повышает уровень его объективности.

В июле Российский союз ректоров представил итоги первого национального рейтинга вузов, в который вошли двадцать вузов без ранжирования по местам. Международная версия рейтинга с указанием конкретных мест будет представлена в открытом доступе в октябре.

- Вы являетесь секретарем Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, действие которой завершается в этом году. Что дальше?

- Действительно, в 2017 году завершается реализация Стратегии. Документа по своему характеру новаторского, поскольку ничего подобного в истории новой России не создавалось. Благодарна всем, с кем эти пять лет мы вместе искали пути решения проблем детства, достигали конкретного результата в центре и на местах. На предстоящем осенью завершающем заседании Координационного совета мы подведем итоги реализации Стратегии за 2012-2017 годы. Сейчас мы готовим серьезный системный доклад, основанный на данных из всех регионов России. В них не только информация о сделанном, но и конкретные предложения по дальнейшей работе.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что цели Стратегии достигнуты. Естественно, надо идти дальше. Не должно быть никаких пауз, не должно быть остановки на этом пути. Тема детства приоритетная и консолидирующая. Подтверждение тому — поддержанная президентом инициатива Совета Федерации о Десятилетии детства в России с 1 января 2018 года. Указ об этом был подписан главой государства в канун Международного дня защиты детей. Мы считаем проект Десятилетие детства продолжением Стратегии в новых условиях. Важно обеспечить преемственность, дальнейшую реализацию в полном объеме принятых ключевых документов, в том числе Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Концепции развития дополнительного образования детей, Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года, а также вопросов детского отдыха и туризма, тем более, когда заработал федеральный закон о детском отдыхе. Десятилетие детства подтверждает приоритетность вопросов защиты и обеспечения прав и интересов семьи и детей в государственной политике нашей страны.

Ялта, июнь 2017 года. III Международный Ливадийский форум «Русский мир и русский язык: исторические корни, направления развития» в рамках Международного фестиваля «Великое русское слово» прошел под эгидой Совета Федерации. В нем приняли участие представители из 38 стран

Фото ПРЕСС-СЛУЖБЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Просмотров 2189

12.10.2017 12:27

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях