Пример

Взаимная поддержка общества и государства как условие преодоления кризисных ситуаций

22 апреля 2020 года должно было состояться общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, знаменующих начало качественно нового этапа конституционного развития России

Статья Председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса.

Взаимная поддержка общества и государства как условие преодоления кризисных ситуаций

фото: Юрий Инякин / ПГ

22 апреля 2020 года должно было состояться общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, знаменующих начало качественно нового этапа конституционного развития России. Однако по известным причинам пришлось внести существенные коррективы во все сферы нашей привычной жизни. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан проведение многих публичных мероприятий, и голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации в этом отношении не стало исключением, пришлось перенести на более поздние сроки. Статья 2 Конституции РФ закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Эти положения заключают в себе смысл деятельности всех органов публичной власти, предопределяют основные направления государственной политики. В то же время сложившаяся ситуация в очередной раз свидетельствует о своевременности и важности тех изменений в положения Конституции Российской Федерации, которые вступят в силу в случае согласия с ними граждан России. Предложенные Президентом России В.В. Путиным поправки к Конституции Российской Федерации стали закономерным следствием успешного развития России последних десятилетий.

Своевременность и актуальность поправок к Конституции РФ очевидна, решение по ним нельзя откладывать на поздний срок. В любом случае решение о поправках будет принято людьми.

И несмотря на то, что общероссийское голосование по вопросу одобрения поправок к Конституции Российской Федерации еще только предстоит, уже с уверенностью можно сказать, что принятые изменения отражают общественный консенсус по очень многим вопросам, получившим свое разрешение в тексте конституционных поправок, — граждане России выражают поддержку инициированным Президентом Российской Федерации поправкам к Конституции России. Особенно важно, что поправки к Конституции были поддержаны всеми 85 субъектами Российской Федерации, что демонстрирует высокую степень их одобрения.

Сегодня же каждый субъект Российской Федерации столкнулся с необходимостью принятия как превентивных мер, так и мер оперативного реагирования, направленных на борьбу с возникающими вызовами и угрозами. Сложившиеся обстоятельства наглядно демонстрируют, что нередко общие для всех граждан страны проблемы по-разному проявляются в каждом из субъектов Российской Федерации, поэтому основные меры, реализуемые властями, должны приниматься децентрализовано, с учетом ситуации в каждом субъекте федерации.

Безусловно, федеральный центр при необходимости готов оказывать всестороннюю и своевременную поддержку, выделять значительные материальные средства, принимать необходимое нормативное регулирование, но существенная часть мероприятий в рамках устранения последствий той или иной неординарной ситуации проводится именно в регионах. Тем не менее некоторые законодательные механизмы, обеспечивающие возможность реализации отдельных мер, направленных на противодействие злоупотреблениям и нарушению прав и свобод человека и гражданина — в том числе в довольно сложных условиях — уже были созданы. Так, Федеральным Собранием ранее в законодательство были внесены изменения, позволяющие эффективно пресекать распространение заведомо ложной общественно значимой информации, которые приобрели особенную актуальность в сложившихся обстоятельствах. Соответствующий механизм призван в первую очередь обеспечить право граждан на получение достоверной информации и исключить возможное манипулирование общественным мнением.

Особенно важной, чувствительной в отношении защиты прав и свобод граждан является также и поддержка людей, сферы занятости которых пострадали по понятным причинам. Необходимо предпринимать меры, направленные на обеспечение возможности сохранения зарплат, поддержку работников пострадавших отраслей. Ответственность за принятие своевременных мер лежит на властях всех уровней — в своем обращении к гражданам от 2 апреля 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отдельно подчеркнул значимость обеспечения взаимодействия между разными уровнями власти — федеральным, региональным и муниципальным. Частями 6 и 7 статьи 75 Конституции РФ в редакции поправок устанавливается, что в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом; в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат. Хотя изначально данные поправки были направлены на будущее, их актуальность и востребованность подтверждается уже сейчас, поскольку люди нуждаются в гарантиях и защите уже сегодня.

Необходимость адаптации общества к новым условиям справедливо подчеркивалась и Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко. По словам В.И. Матвиенко, полезный опыт, полученный в период возникшей кризисной ситуации, необходимо будет учесть на законодательном уровне.

Федеральное Собрание готово предельно быстро реагировать на необходимость принятия надлежащих мер, связанных с возникающими экстренными обстоятельствами. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, актуализировали вопрос о необходимости проведения серьезной ревизии действующего федерального законодательства. Соответствующая работа уже началась, Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко были даны необходимые указания представителям субъектов федерации быть в тесной связи с людьми, чтобы обеспечить правильную реализацию общественного запроса и соответствие законодательных изменений действительным потребностям граждан.

Федеральное Собрание — Государственная Дума и Совет Федерации в настоящее время находятся в высокой степени консолидации, что является очень хорошим примером реагирования на возникшую ситуацию. Необходимые законодательные акты, обеспечивающие нормативную базу для реагирования на новый вызов, уже приняты, они станут основой для тех мер, которые предпринимают Президент и Правительство Российской Федерации, определяя ежедневную повестку, снижая к минимуму последствия кризисной ситуации.

Так, например, недавно в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» были внесены актуальные изменения, расширяющие полномочия субъектов Российской Федерации в вопросах установления дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ1 внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые устанавливают административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ранее 18 марта 2020 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и статью 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вводящий государственное регулирование цен на лекарственные средства в период распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Совместное преодоление кризисной ситуации, основу которого составляет скоординированное решение возникающих задач всеми ветвями и уровнями публичной власти, позволит укрепить ту систему, которая уже сложилась к настоящему времени. Как отмечал на заседании рабочей группы по поправкам к Конституции России от 13 февраля 2020 года В.Л. Машков, «Территория России — это не только земля, но еще и территория разных культур». И предложенные им изменения, предусматривающие недопустимость отчуждения территорий Российской Федерации, направлены не только на обеспечение охраны государственного суверенитета, но и на укрепление федеративной природы России. В этом отношении архиважно будет отметить, что суверенитет не ограничивается одним лишь территориальным аспектом. Суверенитет предполагает и единство правового пространства, что предопределяет единую систему гарантий прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации, равенство в механизмах защиты прав.

Особая роль в обеспечении коммуникации общества и системы публичной власти возложена на органы местного самоуправления. Поскольку местная власть решает наиболее распространенные вопросы, возникающие в жизни граждан, ее связующая функция между государством и обществом является как никогда актуальной.

Местная власть наиболее приближена к гражданам, а на органы местного самоуправления нередко возложена функция по обеспечению базовых условий реализации публичной политики в соответствующих сферах общественной жизни. Именно от качества работы муниципальных органов и должностных лиц во многом зависит то, как граждане воспринимают и оценивают работу государства в целом. Органы местного самоуправления каждодневно непосредственно сталкиваются с решением значимых для граждан насущных вопросов. Именно этим и объясняется пристальное внимание государства к деятельности местных властей. Конституционные поправки, направленные на создание единой системы публичной власти, позволят улучшить качество взаимодействия государства и местного самоуправления в целях наиболее полного, качественного и своевременного обеспечения интересов граждан.

На заседании рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации Л.М. Рошаль справедливо отметил, что «Сегодня местное самоуправление абсолютно отстранено от здравоохранения… Огромное число недостатков, которые сегодня есть, связаны с местным самоуправлением». Действительно, обозначенные Л.М. Рошалем проблемы подтвердились, так же как и актуальность предложенных им поправок к Конституции Российской Федерации о том, что местное самоуправление должно обеспечивать доступность медицинской помощи. Вопросы здравоохранения составляют важный элемент внутренней политики социального государства и в совокупности с социальным блоком поправок в Конституцию Российской Федерации позволят обеспечить высокий уровень правовых гарантий оказания необходимой медицинской помощи гражданам России.

Мои личные беседы с профессором Л.М. Рошалем подтверждали его настойчивость и категоричность по поводу реформирования системы здравоохранения. Он как будто предвидел ситуацию сегодняшнего дня, что в очередной раз подтверждает актуальность предложений Л.М. Рошаля по итогам работы над поправками на текущий момент.

Л.М. Рошаль также отмечал важность социальной ориентированности государственной политики, что получило отражение в поправках. Так, часть 7 статьи 75 Конституции в новой редакции определяет, что в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат. Социальная ориентированность государственной политики, закрепленная на конституционном уровне, определяет вектор принимаемых Президентом и Правительством в ежедневном режиме решений.

Как видно, в состав рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации были включены не только юристы и политики, но и сотрудники сферы здравоохранения, деятели искусства и культуры, спортсмены, представители гражданского общества — это позволило придать проекту конституционных поправок действительно общенародный характер. И то, что многие деятели культуры публично высказывают свою поддержку предлагаемым поправкам, является очень показательным. В первую очередь потому, что деятели культуры выполняют важную социальную функцию, способствуя консолидации всего общества. Члены рабочей группы являются представителями различных общественных и профессиональных корпораций, выступая лидерами общественного мнения для многочисленных групп людей.

В сложившейся ситуации это крайне важно, потому что люди готовы прислушиваться к позициям деятелей различных сфер общественной жизни, мнения которых представляют для них особенный авторитет.

Как мы видим, учреждения культуры и науки выполняют важнейшие социальные функции. В настоящее время появляются новые формы социальной коммуникации, такие как онлайн-экскурсии или дистанционное обучение и т.д. Культура становится новым консолидирующим институтом, что существенно помогает преодолевать возникшие трудности.

Поправки к Конституции РФ были своевременно предложены работниками культуры, их актуальность подтверждается обстоятельствами сегодняшнего дня, необходимостью консолидации российского общества.

Важным элементом культуры, способствующим преодолению кризисов, является и религия. Статья 29 Конституции гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 14 Конституции определяет, что Российская Федерация — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В России церковь отделена от государства, что согласно приведенным положениям Конституции, безусловно, является одной из важнейших конституционных ценностей, определяющих развитие религиозных институтов с высокой степенью автономности от системы публичной власти. Вместе с тем, предусматриваемая поправками к Конституции статья 67.1 содержит положение о том, что Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство. Упоминание Бога в этом отношении является элементом культурной традиции русского народа и не предопределяет какого-либо правового эффекта.

Между тем, религиозные институты, церковь существенным образом помогают обществу консолидироваться, что особенно важно в кризисных условиях. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к православным верующим во время воскресной проповеди в храме Христа Спасителя, призвал граждан «Возложить на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская не выходить из своей пустыни, а ведь ей тоже хотелось пить».

Сталкиваясь с новыми вызовами, нам необходимо брать пример с наших соотечественников, которые нередко доказывают, что преодолеть все испытания можно лишь проявив выдержку и целеустремленность. Так, например, один из членов рабочей группы по поправкам к Конституции России С.В. Бурлаков на своем примере неоднократно доказывал, что для человека нет ничего невозможного. Как он сам не раз отмечал, именно вера в Бога помогла ему справиться с серьезными жизненными испытаниями.

Общие трудности должны способствовать нашему сплочению, укреплению чувства ответственности перед другими людьми. Очень важно сохранять близость к людям и не утратить способности сопереживать. Несмотря на все возникающие трудности, мы не должны отказываться от своих идей и убеждений, от признания ценности гуманизма, продолжая поддерживать тех людей, которые особенно сильно нуждаются в помощи.

Российское государство на протяжении всей нашей многовековой истории постоянно сталкивалось с трудностями. И главным следствием нашего прошлого стало возникновение предельно широкого общественного понимания того, что преодолевать все трудности нам удавалось исключительно вместе. «Соединенные общей судьбой на своей земле», как гласит преамбула Основного закона, несмотря на все свои культурные различия и особенности мы всегда могли сплоченно отвечать даже на самые сложные вызовы.

Чувство солидарности составляет нашу важнейшую культурную особенность и позволяет всем нам, невзирая на различия в наших личных взглядах и убеждениях по самым разным вопросам, быть единым целым, многонациональным народом Российской Федерации. И это именно то, что особенно необходимо нам сейчас для успешного и максимально безболезненного выхода из сложившихся обстоятельств — солидарность и взаимная поддержка общества и государства.

Говоря о чувстве национальной солидарности, нельзя не отметить и поправки, направленные на запрет наличия у кандидатов на должности государственной и муниципальной службы гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и запрет для таких лиц иметь счета и вклады в иностранных банках. Отражение соответствующих нормативных положений в тексте Основного закона позволит подчеркнуть значимость сохранения устойчивости политико-правовой связи публичных служащих с Россией, гарантировать их приверженность исключительно интересам российских граждан.

Достижение положительного результата в борьбе с возникающими вызовами будет зависеть от согласованных действий всех субъектов общественных отношений. Выступая единым фронтом, проявляя понимание принимаемых государством решений, в том числе связанных с временным ограничением прав и свобод граждан, общество сможет предельно быстро решить возникшие проблемы. Для каждого в подобных условиях важно осознанно подходить к соблюдению законных требований и ограничений, направленных на поддержание общественной безопасности и здоровья.

Конституционные поправки помогут сформировать тесную связь между людьми и органами власти. Для этой цели палатам Федерального Собрания были предоставлены дополнительные полномочия, расширена сфера ответственности парламента.

Так, например, к полномочиям Совета Федерации отнесено проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации. К полномочиям Государственной Думы поправками отнесено утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации, утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Повышение роли Федерального Собрания — парламента Российской Федерации является ключевой мерой, направленной на усиление обратной связи органов власти с людьми, гражданами России.

Вместе с тем, не менее важным также является то, какие выводы будут сделаны после прекращения всех возникших непростых обстоятельств. Приобретенный опыт решения экстраординарных задач, мобилизации социальных ресурсов, реализации новых технологических решений ни при каких условиях не должен быть утрачен.

Дальнейшее развитие системы государственного управления, в первую очередь, в части организации функционирования органов публичной власти должно осуществляться с учетом успехов, равно как и неизбежных ошибок в реализации тех или иных мер, чтобы реагирование на возникновение подобных обстоятельств в дальнейшем было в максимальной степени своевременным и эффективным.

Преодоление непредвиденных проблем требует от государства своевременного реагирования. Достижение положительного результата и минимизация возможных негативных последствий будут зависеть от тщательной продуманности и взвешенности принимаемых мер. Несмотря на довольно сжатые сроки принятие решений должно сопровождаться всесторонней оценкой актуальной ситуации.

Представительные органы власти, в свою очередь, на современном этапе развития любого демократического правового государства традиционно выступают одним из важнейших институтов системы публичного управления и призваны выражать интересы и волю народа. Как отмечал в этой связи Конституционный Суд РФ в Определении от 19 мая 2009 года № 598, Постановлении от 12 апреля 2002 года № 9-П, в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления федеральный парламент и парламенты субъектов Российской Федерации являются органами народного представительства, выразителями интересов и воли народа (соответственно народа России и народов субъектов РФ), осуществляющими законодательную власть.

Функционирование институтов представительной демократии позволяет отразить консолидированную волю граждан по тому или иному имеющему общественное значение вопросу.

Социальная солидарность с реализуемыми государством мерами, направленными на обеспечение общественной безопасности и здоровья граждан, консолидация и согласованность действий всех участников общественного взаимодействия являются теми необходимыми условиями, которые позволят преодолеть угрозу, с которой столкнулось российское общество.

Предложенные Президентом России поправки к Конституции Российской Федерации — квинтэссенция российского конституционного развития последних десятилетий, отражающая наиболее существенные результаты качественной трансформации государственного и общественного строя в новейшей истории России. Непростые социально-экономические обстоятельства только подчеркивают значимость и актуальность изменений в Конституцию, позволяющих обеспечить максимально прочные правовые гарантии прав, свобод и правомерных ожиданий граждан России. Действуя в логике конституционных поправок и сообразуя принимаемые решения с их духом, правовым содержанием и целями, органы публичной власти демонстрируют абсолютную приверженность и готовность следовать тому вектору общественно-политического развития, который будет принят в случае одобрения поправок к Конституции гражданами России в ходе общероссийского голосования. Действия органов публичной власти, направленные на защиту прав и свобод человека, и понимание людьми цели принятия тех или иных решений, зачастую являющихся довольно сложными, приводит к достижению взаимного согласия и доверия, которые особенно необходимы в трудных обстоятельствах, с которыми сегодня столкнулся каждый из нас. Явно выраженный социальный характер предложенных изменений призван еще в большей степени утвердить следование всей системы публичного управления заложенному в основу правовой системы государства в момент принятия Конституции России принципу признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, наполнив сохраняемые конституционные формулы новым содержанием, расширяющим объем защиты субъективных прав и свобод. Самое важное в этой связи — то, с каким багажом мы сможем выйти из сложившейся ситуации и вернуться к привычной для каждого человека жизни. Российское государство и многонациональный народ России на протяжении многих веков сталкивались с самыми различными испытаниями, преодолевая которые, люди становились только сильнее.

Просмотров 8468

22.04.2020 00:00

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях