Татьяна Москалькова: России нужна паспортная амнистия и избирательный кодекс

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова представила Президенту ежегодный доклад о своей деятельности

Татьяна Москалькова: России нужна паспортная амнистия и избирательный кодекс

Фото: ПГ/Игорь Самохвалов

Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в России, 10 июня представила президенту Владимиру Путину ежегодный доклад о своей деятельности. Документ также будет направлен в Совет Федерации и Государственную Думу, Конституционный и Верховный суды, генпрокурору и председателю Следственного комитета. Важной его частью стали предложения принять ряд законодательных изменений для эффективной защиты прав и свобод российских граждан… О сути некоторых из них омбудсмен рассказала нашему изданию.

Российское гражданство — рожденным в СССР

- Татьяна Николаевна, важная составляющая вашей деятельности — содействие в получении гражданства России. В своем докладе вы предлагаете Правительству ускорить подготовку законодательных инициатив по вопросу урегулирования правового статуса лиц без гражданства. С чем это связано?

- В 2018 году ко мне поступило 652 обращения по вопросам гражданства. Острой остается проблема упорядочения правового положения лиц, находящихся на территории России без документов. По данным МВД, таковых в 2018 году было около 4,3 тысячи человек. Существенного снижения их числа, несмотря на принимаемые меры, не происходит: в 2017 году на территории Российской Федерации находилось четыре тысячи человек, в 2016 году — 4,9 тысячи.

Например, ко мне обратился гражданин Ш. с просьбой об оказании содействия в приобретении российского гражданства. Из материалов обращения следовало, что Ш. проживает на территории России длительное время без каких-либо документов. Факт постоянного проживания заявителя с 1 января 1999 года был установлен Сысертским районным судом Свердловской области еще 31 января 2017 года. Заявление Ш. о приеме в гражданство России долгое время находилось на рассмотрении, однако решение так и не было принято. Мною было направлено обращение в Главное управление МВД России по Свердловской области, в результате чего в феврале 2018 года вопрос о принятии Ш. в гражданство России был решен.

Острой остается проблема упорядочения правового положения лиц, находящихся на территории России без документов. По данным МВД, таковых в 2018 году было около 4,3 тысячи человек.

В МВД сейчас идет доработка законопроекта, предусматривающего выдачу временного документа, удостоверяющего личность лица без гражданства на территории России.

Правозащитники справедливо ставят вопрос о необходимости решения еще одного сложного вопроса — правового статуса лиц, чьи паспорта признаны недействительными в связи с проводимыми МВД проверками. Это выявляется, как правило, при обращениях граждан за получением загранпаспорта или заменой общегражданского паспорта в связи с истечением срока его действия.

Так, в августе 2018 года ко мне обратился гражданин Ф., проживающий в Калужской области, с просьбой о содействии в получении паспорта Российской Федерации, изъятого сотрудниками УФМС в 2014 году как необоснованно выданного. Благодаря взаимодействию уполномоченного с МВД России была оперативно проведена проверка, в результате которой выяснилось, что Ф. с младенчества проживает в России (он с мамой приехал с Украины), служил в Российской армии, имеет постоянное место работы на протяжении многих лет. С учетом всех этих обстоятельств в сентябре 2018 года ему был восстановлен и вручен российский паспорт.

Чтобы исключить подобные случаи, я считаю необходимым легализовать статус таких граждан и провести паспортную амнистию для тех, кто длительное время проживает на территории России и имеет устойчивую правовую связь с нашей страной.

10 июня 2019 года Татьяна Москалькова представила Президенту ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека. Фото: пресс-служба Кремля. Фото: пресс-служба Кремля

Представляется справедливым и разумным при отсутствии доказательств того, что первично полученный российский паспорт был выдан на основе подложных документов либо по заведомо ложным или недостоверным сведениям, решать вопрос гражданства Российской Федерации для этой категории лиц в упрощенном порядке.

- Насколько, на ваш взгляд, достаточны преференции в приобретении российского гражданства соотечественниками из бывшего СССР и квалифицированными специалистами?

- Именно на совершенствование этой процедуры и направлен разработанный в МВД законопроект, предусматривающий упрощение приобретения гражданства следующими категориями иностранных граждан: окончившими с отличием обучение по очной форме в государственном вузе; уроженцами РСФСР, имевшими гражданство бывшего СССР, имеющими разрешение на временное проживание или вид на жительство, квалифицированными специалистами, востребованными российской экономикой.

Также для повышения эффективности работы комиссий по признанию иностранца носителем русского языка предусмотрено освобождение граждан Украины, постоянно использующих русский язык на работе и в быту и по своему менталитету близких к россиянам, от прохождения соответствующего собеседования. Такие же преференции предлагается распространить на граждан Белоруссии, где русский язык является государственным.

Справка Татьяна Николаевна Москалькова имеет высшее юридическое образование, научные степени доктора юридических наук и доктора философских наук. За годы трудовой деятельности работала в отделе по вопросам помилования Президиума Верховного Совета РСФСР (1974-1984 годы), правовых подразделениях МВД СССР, РСФСР, Российской Федерации (1984-2007 годы), имеет звание генерал-майора МВД.
С 2007 по 2016 год Татьяна Москалькова являлась депутатом Государственной Думы пятого и шестого созывов, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, членом комиссии по доходам и расходам. Совместно с другими депутатами внесла 121 законопроект в Госдуму, из которых принято 22 федеральных закона.
С апреля 2016 года Татьяна Москалькова занимает пост уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Этот законопроект необходимо принять как можно скорее.

Вместе с тем, как я полагаю, необходимо расширить категорию иностранцев, которые могут быть признаны носителями русского языка. Например, включить в нее лиц, проживавших ранее на территории бывшего СССР, владеющих русским языком и повседневно использующих его. Это позволит им быть признанными носителями русского языка и получить право на приобретение гражданства России в упрощенном порядке.

Социальное жилье для малоимущих и маткапитал

- Помимо вопросов гражданства, вы активно занимаетесь и другими проблемами по защите прав граждан. Например, как вы считаете, поможет ли развитие строительства арендного жилищного фонда социального использования обрести жилье большему числу малоимущих семей?

- По данным Росстата, в жилье нуждается 2,4 миллиона малообеспеченных семей, состоящих на соответствующем учете, и только четыре-пять процентов из них ежегодно получает жилье.

Ко мне обратилась гражданка Н. из Астрахани, которая писала: «Наша многодетная семья из 12 человек проживает в маленькой квартире, очередь на жилье с 1996 г. не движется. Мы сейчас только 4253. Мы ютимся на маленькой площади без надежды на улучшение жилищных условий».

В условиях дефицита социального жилищного фонда государство способствует приобретению жилья в собственность, стимулируя и поощряя доступность ипотечного кредитования. Ипотека стала основным видом покупки жилья. Но доходы большого числа малоимущих граждан не позволяют решить квартирный вопрос с помощью ипотеки, а альтернатива получить социальное жилье практически отсутствует.

Ситуация усугубляется тем, что рынок доступного арендного и некоммерческого жилья для малоимущих ожидаемого развития не получил. Инвесторы не хотят строить социальное арендное жилье из-за его длительной окупаемости. По данным Минстроя России, социально ориентированное наемное жилье фактически используется лишь в Москве и Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и Кемеровской области.

Одним из путей решения проблемы строительства некоммерческого арендного жилищного фонда может стать предоставление застройщикам льготных земельных участков. Правительству необходимо принять комплекс мер по стимулированию развития такого строительства для граждан с невысокими доходами. В свою очередь, в субъектах Федерации необходимо активизировать реализацию механизма предоставления льготных земельных участков, предусмотренного Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства».

- Законодательство о материнском капитале постоянно изменяется, все более расширяя возможности родителей по его применению. Чем вызвано ваше предложение предоставить семьям с детьми возможность использовать маткапитал на оказание ребенку высокотехнологичной медпомощи?

- Несмотря на мое предложение об использовании маткапитала в этих целях, Минтруд России настаивает, что оказывать подобную медпомощь детям необходимо в рамках действующего законодательства за счет бюджетных средств.

10 июня 2019 года Татьяна Москалькова представила Президенту ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека. Фото: пресс-служба Кремля

Вместе с тем сейчас средства маткапитала можно потратить на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, на товары, услуги и мероприятия, утвержденные индивидуальной программой реабилитации ребенка с инвалидностью. Однако эти средства можно получить только в форме компенсации за уже понесенные расходы. То есть изначально семье придется оплатить товары и услуги для ребенка-инвалида за свой счет. Кроме того, порой дети не могут дождаться нужной операции или других медицинских мероприятий из-за катастрофической нехватки федеральных квот. В этой связи я рекомендую кабмину и органам госвласти субъектов продолжить курс на расширение возможностей для использования средств маткапитала на лечение детей, в том числе опираясь на опыт тех регионов, где существуют такие программы, например, в Нижегородской и Ульяновской областях, Республике Саха (Якутия) и других.

Приоритет — помощь пенсионерам

- Не все пенсионеры справляются с оплатой услуг ЖКХ. Как можно помочь этой категории граждан?

- В прошлом году численность населения старше трудоспособного возраста (мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше) составила 37,36 миллиона человек, или 25 процентов общей численности населения России. При этом размер пенсии по старости был зафиксирован в среднем в 13 396 рублей, что всего лишь на 92 рубля больше, чем в 2017 году. Безусловно, этого недостаточно для поддержания достойного уровня жизни.

В 2018 году к уполномоченному поступило 2614 обращений от пенсионеров и ветеранов. Наибольшее число касалось вопросов пенсионного обеспечения, реализации жилищных прав, социальной защиты и социального обслуживания.

Хотя в удельном весе обращений в защиту прав пенсионеров и ветеранов количество жалоб по жилищным вопросам сократилось, стоящие за ними проблемы не потеряли своей актуальности. В прошлом году законодательное разрешение получил вопрос о предоставлении пенсионерам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также на получения компенсации по взносам на капитальный ремонт в многоквартирном доме, причем без необходимости самим доказывать отсутствие задолженности для получения указанных мер социальной поддержки. С 1 января этого года вступил в силу федеральный закон, в соответствии с которым льгота при оплате взноса на капитальный ремонт распространяется на семьи, состоящие из неработающих пенсионеров и инвалидов. Позитивная работа государства в этом направлении, надеемся, будет продолжена.

Также я полагаю, что в условиях падения реальных доходов пенсионеров необходимо вернуться к вопросу о внесении изменений в действующее законодательство по предоставлению пенсионерам субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг даже в случае возникновения у них задолженности. Для этого я предложила Правительству рассмотреть возможность внесения изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса РФ, предоставляющие малообеспеченным пенсионерам субсидии и компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в случае возникновения у них задолженности по оплате ЖКХ.

Правовой статус уполномоченного надо совершенствовать

- Чем вызвано ваше предложение создать рабочую группу по подготовке проекта новой редакции Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»? Чем плох старый вариант закона?

- Законодательство о правах человека постоянно находится в движении. Устраняются пробелы правового регулирования, обеспечивается настройка правовых норм и институтов, применение которых обнаруживает недостаточную эффективность и расхождение с основополагающей целью законодательства — обеспечить достойную жизнь личности, высокий уровень гарантий ее прав и свобод.

И уполномоченный сам активно участвует в совершенствовании правового регулирования: вносит субъектам законодательной инициативы предложения об изменении и дополнении нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы граждан, в составе рабочих групп разрабатывает законопроекты, представляет заключения по законопроектам на предмет их соответствия Конституции страны и международным договорам.
Однако сохраняется объективная потребность в законодательном уточнении компетенции уполномоченного и его аппарата. Так, в докладе за 2017 год я указывала на необходимость наделения служащих аппарата при рассмотрении жалоб граждан дополнительными полномочиями, включая посещение и проведение проверок по поручению уполномоченного мест принудительного содержания.

Досье Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации появилась после принятия Конституции России 1993 года. На этот пост Государственной Думой может быть назначен гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения им присяги.
Согласно Федеральному конституционному закону «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года, уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию отечественного законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, а также правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

На решение этих вопросов в настоящее время направлены наши законопроектные усилия. Повышению качества законов, принимаемых Государственной Думой, к примеру, может способствовать правило об учете заключений уполномоченного на законопроекты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина. Такая практика имеет место в ряде государств.

Необходим избирательный кодекс

- Среди предложений сенаторам — внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, предусматривающие усиление гарантий права гражданина, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу или домашний арест, на нотариальное удостоверение доверенности для участия в выборах в качестве кандидата. Сейчас это сделать невозможно?

- В соответствии с Конституцией до вступления приговора в силу лицо считается невиновным и обладает всей полнотой конституционных прав (часть 3 статьи 32, часть 1 статьи 49). Однако в настоящее время ввиду отсутствия законодательно закрепленных правовых механизмов сложилась ситуация, когда лицо, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, имеет значительные ограничения для участия в избирательной кампании в качестве кандидата на выборную должность. В этой связи необходимо урегулировать порядок нотариального удостоверения документов в связи с участием в выборах в качестве кандидата.

На момент подготовки доклада намечены пути решения другой важной проблемы реализации пассивного избирательного права, с которой ко мне многократно обращались граждане: о снижении верхней границы муниципального фильтра на губернаторских выборах с 10 до пяти процентов, что позволит расширить возможности для выдвижения кандидатов, не обладающих административным ресурсом.

Для структурирования и упрощения законодательства, регулирующего сферу избирательного права, я поддерживаю широко обсуждаемую идею создания избирательного кодекса Российской Федерации. Поскольку избирательное право — это сложный правовой сегмент, который регламентирован множеством федеральных и региональных законов, а также многочисленными нормативными актами избирательных комиссий, то кодификация норм будет благотворно влиять на правоприменение и повысит гарантии прав граждан в рассматриваемой сфере отношений.

Право на качественные продукты и безопасное движение

- Вы предлагаете депутатам Госдумы ускорить рассмотрение и принятие законопроекта, который повысит административную ответственность за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и за оборот фальсифицированных биологически активных добавок с использованием средств массовой информации либо сети Интернет. Чем это вызвано?

- Несмотря на ратификацию Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенция «Медикрим». — Прим. ред.), доля фальсификатов на отечественном рынке товаров народного потребления остается значительной. По данным Национального фонда по защите прав потребителей, она достигла в настоящее время 40 процентов. Это с неизбежностью ставит вопрос о необходимости осуществления комплекса мер, направленных на борьбу с фальсификатами.

- Для чего необходимо уточнить порядок фиксации нарушений Правил дорожного движения техническими средствами?

- В числе современных тенденций развития законодательства об административных правонарушениях можно выделить расширение использования средств видеофиксации, упрощение и автоматизацию производства по указанной категории дел, рост оперативности процессуальных действий. По моему глубокому убеждению, потенциал, связанный с использованием информационных технологий, может сыграть значимую роль при обеспечении участия граждан в выявлении и пресечении административных правонарушений.

В этой связи я поддерживаю законопроект, которым устанавливается возможность вынесения постановлений о назначении административного наказания за отдельные правонарушения в области дорожного движения без составления протокола в случае их видеофиксации гражданами.

Просмотров 3812

10.06.2019 14:30





Загрузка...

Популярно в соцсетях