Сельские школы хотят разрешить передавать в подчинение региональным властям

Такой законопроект внесен на рассмотрение в Госдуму и опубликован в электронной базе палаты

Сельские школы хотят разрешить передавать в подчинение региональным властям
  © Виталий Аньков / РИА Новости

Властям российских субъектов следует предоставить право поднимать муниципальные образовательные учреждения на региональный уровень, это может помочь сократить разницу в обеспечении городских и сельских школ. Такой законопроект внесен на рассмотрение в Госдуму и опубликован в электронной базе палаты.

Среди авторов инициативы — спикер Госдумы Вячеслав Володин, председатель фракции ЛДПР в палате Леонид Слуцкий, руководитель КПРФ Геннадий Зюганов, глава «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов и руководитель фракции «Новые люди» Алексей Нечаев.

В ходе пленарного заседания палаты 16 ноября Володин заявил, что новация будет принята до конца 2022 года. Политик также отметил, что впоследствии будет необходимо проследить за тем, как в разных регионах будут применяться новые положения закона.

«Мы с вами понимаем, что у нас, если говорить о просвещении и школах, они находятся не на федеральном уровне, и даже не на региональном, а на муниципальном. А муниципальный уровень очень разный. Есть областные центры, где есть возможность развивать школы. А есть районы, сельские районы. У нас в сельских районах 56 процентов школ из почти 40 тысяч», — пояснил спикер.

Новые полномочия региональных властей

Изменения предлагается внести в статью 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно тексту нового пункта нормы, органы государственной власти субъектов РФ получат право ставить в подчинение муниципальные образовательные организации.

Как говорится в пояснительной записке к документу, в настоящий момент в регионах фиксируется множество проблем, связанных с разным уровнем образования в городских и сельских школах, а также затруднения в управлении ими из-за несогласованности подходов представителей разных уровней власти. Это затрудняет возможность выстраивания единого образовательного поля в стране, уверены парламентарии.

Ожидается, что принятие новации создаст условия для работы новой модели управления системой образования и поможет обеспечить гарантии реализации прав учащихся на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, школьного и дополнительного образования для детей.

Будет ли поддержка всеобщей

Между тем вице-спикер Госдумы Петр Толстой («Единая Россия») заявил в своем Telegram-канале, что инициатива поддержана уже 341 депутатом. Он также подчеркнул, что речь в законопроекте идет о предоставлении права на подчинение муниципальных учреждений, а не о введении подобной обязательной процедуры. Также политик отметил, что предлагаемая мера, вероятно, обойдет стороной школы в муниципальных образованиях крупных городов, поскольку в них, по его словам, «как правило, и так все довольно хорошо» с точки зрения финансирования деятельности.

«А вот разница между городскими школами и сельскими колоссальная: это касается и качества образования, и условий, и оснащения, и условий для работы педагогов. В случае же принятия законопроекта, главы регионов получают законные основания для поддержки особенно нуждающихся в этом отдаленных школ», — подчеркнул Толстой.

Учителя в дефиците

Между тем первый зампредседателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия — За правду») рассказала, что для сельской местности является актуальной проблема недоукомплектации педагогического штата

«В связи с низким размером оплаты труда у нас увеличивается дефицит кадров, особенно в сельской местности. Молодежь не идет работать на низкие зарплаты, и лямку на себе на двух-трех ставках тянут те, кто уже работает в школе», — сообщила парламентарий.

По ее словам, справиться с этими затруднениями может помочь проект «Земский учитель, но для этого нужно выделять на его работу больше средств. Для дополнительной мотивации следует ввести минимальный оклад педработника — сейчас он ограничен только МРОТ, добавила Лантратова.

Вместе с этим, как отметила в беседе с «Парламентской газетой» член Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Светлана Бессараб («Единая Россия»), к числу проблем таких школ относятся трудности в проведении капитального ремонта зданий и обеспечением их надежным интернет-соединением.

Она указала, что набор заявок учебных заведений на перевод в подчинение региональным властям начнется в 2023 году, а списки будут формироваться в трехлетней перспективе. «Я не думаю, что помощь регионов сельским школам ограничится только выделением каких-то денежных средств. Скорее стоит говорить о том, что регионы, обладая большим административным ресурсом и властными полномочиями, выступят неким драйвером развития для сельских школ — смогут донести их проблемы до федеральных властей, привлечь дополнительное финансирование и так далее», — подчеркнула депутат.

Опыт Соединенных Штатов

При сохранении сложившейся ситуации с недофинансированием сельских образовательных учреждений Россия может столкнуться с ситуацией, знакомой жителям бедных районов США — они не получают полноценное образование, из-за чего потом не могут рассчитывать на достойный заработок, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман («Справедливая Россия — За Правду»).

Лично я вообще уверен, что образование и здравоохранение — это обязанности государства в целом. И, соответственно, в стране должна быть единая система образования, охватывающая и дошкольные учреждения и среднюю и высшую школы и подчиненная непосредственно федеральному уровню. То раздробление между многими уровнями управления, которое существует сейчас, — это одно из множества последствий догматов тоталитарной секты либералов, еще недавно контролировавшей практически все в стране, да и сейчас обладающей немалым зловредным влиянием, — считает Вассерман.

Недофинансирование муниципальных учебных образований создает опасную ситуацию, предупредил политик. По его словам, из-за разобщения разных уровней власти школы в маленьких поселках и деревнях зачастую остаются полностью лишенными каких-либо средств к существованию.