Повышение эргономики избирательного процесса в России
Современная динамика развития общественных отношений, серьезные вызовы не могут не оказывать влияния на функционирование публично-правовых институтов. В этой связи для всех становится очевидным, что достижение положительного результата и качественно нового уровня развития общества в значительной степени поставлено в зависимость от способности государства адаптировать правовую систему к новым условиям и внедрять передовые подходы и практики.
Одним из таких направлений развития российского государства на современном этапе становится модернизация отечественной избирательной системы, последовательно имплементирующей и реализующей современные мировые избирательные практики. Активное использование цифровых технологий, проведение электронного голосования, обеспечение высокого уровня прозрачности электоральных процедур, в том числе в результате широкого привлечения общественности и институтов гражданского общества — уже стали привычными для нас явлениями.
Вместе с тем современные вызовы, с которыми сталкивается Россия и все мировое сообщество в целом, выявили наиболее актуальные потенциально возможные направления развития институтов избирательного процесса. Одним из таких направлений, как неоднократно было подчеркнуто экспертным сообществом, является создание условий для проведения голосования на выборах в течение нескольких дней подряд.
21 июля 2020 года Государственной Думой в третьем чтении был принят внесенный Президентом РФ Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был дополнен положениями о «многодневном» голосовании. Данный закон предусматривает внесение ряда изменений в Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которыми создается возможность проведения на выборах и референдумах по решению избирательной комиссии, организующей такие выборы или референдум, голосования в течение нескольких дней подряд, при условии, что такой срок не превышает трех дней.
Необходимость соответствующих изменений избирательного законодательства, предоставляющих возможность проведения «длящегося» голосования, обусловлена успешной апробацией процедуры, которая была применена на общероссийском голосовании по Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Обращение к такому новому для российской политической системы правовому механизму, как мы могли увидеть, оправдало самые высокие ожидания. В ходе проведения общероссийского голосования был получен уникальный положительный опыт.
Механизм «длящегося» голосования позволит существенным образом повысить качество избирательного процесса, будет способствовать повышению прозрачности выборов, а также обеспечит создание по-настоящему удобного для людей механизма участия в выборах и референдумах.
Подобная практика организации голосования нашла широкий положительный отклик среди российских граждан, получивших возможность принять участие в голосовании в наиболее удобный для себя день. Как люди привыкли к голосованию в воскресенье, так и, вне всяких сомнений, будут активно использовать возможность проголосовать в течение нескольких дней. Предоставление соответствующей возможности будет способствовать повышению доверия к институту выборов, а значит и увеличению числа избирателей, принявших решение выразить собственное волеизъявления при проведении выборов. Материал для блога Показательным в этой связи является достаточно высокий уровень явки граждан на общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ, который составил 67,97%.
Центральным элементом такого подхода к голосованию совершенно обоснованно становится человек, который приходит на избирательный участок отдать свой голос, выразить свою гражданскую позицию. Именно на этом принципе должно строится все российское избирательное законодательство.
«Многодневное» голосование направлено в первую очередь на повышение эргономики избирательного процесса и учета интересов граждан, не ставя под сомнение функционирование институтов наблюдения и контроля. Так, к примеру, процесс проведения общероссийского голосования успешно контролировали более 500 тысяч общественных наблюдателей.
Вместе с тем, необходимо заметить, что практика проведения «длящегося» голосования получила распространение в избирательном законодательстве ряда зарубежных государств. Согласно пункту 2 статьи 14 Закона от 27.09.1995 года № 247 «О выборах в Парламент Чешской Республики и внесении изменений в отдельные законодательные акты», голосование на выборах в Парламент Чехии проводится в течение двух дней, в первый день — с 14:00 до 22:00, во второй день — с 07:00 до 14:00.
Исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Закона от 18.03.1999 года «О выборах Президента Словацкой Республики», по общему правилу голосование на выборах Президента Словакии проводится в течение одного дня с 7:00 до 22:00. Однако Председатель Национального совета Словакии может принять решение о проведении голосования на соответствующих выборах в течение двух дней.
В соответствии со статьей 14 Закона «О представительстве народа» от 1951 года выборы в нижнюю палату парламента Индии (Лок сабха — Палата представителей) по предложению избирательной комиссии могут проводиться в течение нескольких дней, что обусловлено высокой численностью населения.
Таким образом, предусмотрение в действующем законодательстве возможности голосования на выборах в течение нескольких дней подряд отвечает современным мировым избирательным стандартам и призвано обеспечить качественное развитие институтов представительной демократии в России.
Ещё материалы: Андрей Клишас