Чем сад Николая Данилевского отличается от сада Жозепа Борреля

В Ливадии открылась международная конференция, посвященная двухсотлетию автора книги «Россия и Европа»

09.12.2022 15:58

Автор: Александр Мащенко

Чем сад Николая Данилевского отличается от сада Жозепа Борреля
Большой Ливадийский дворец © Алексей Мальгавко/РИА Новости

В Ялте открылась международная конференция Ливадийского клуба, посвященная двухсотлетию со дня рождения русского философа Николая Данилевского, чьи идеи сегодня востребованы в нашей стране на самом высоком, президентском уровне — Владимир Путин не раз цитировал мыслителя, говоря о многообразии современного мира, в котором ни у кого, включая пресловутый «коллективный Запад», нет монополии на истину.

«Джунгли» Русского мира

Идея Данилевского, биолога по образованию, некоторое время даже работавшего директором знаменитого Никитского ботанического сада, в том, что в мире есть много садов — цивилизаций, отметил в своем выступлении крымский ученый Сергей Киселев. Это, по его словам, противоположно идее верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, который не так давно сравнил Европу с садом, а весь остальной мир — с джунглями.

«Европа — это сад. Мы построили сад: все работает, это наилучшая из когда-либо созданных человеком комбинаций политической свободы, экономического процветания и социального сплочения. Три эти вещи вместе. <…>  Остальной мир, большая часть других стран мира — это джунгли. А джунгли могут совершить вторжение в сад», — сказал тогда Боррель.

Иначе говоря, по европейцу Боррелю, Россия — это, оказывается, «джунгли», в которых жили и работали Пушкин и Достоевский, Толстой и Чехов, Чайковский, Мусоргский и многие-многие другие «туземцы». Точно так же, как «джунгли» — это Китай, Индия, Иран, Латинская Америка, не говоря уже об Африке.

Завещание философа

«Русский мир: место и роль в формирующемся новом миропорядке» — так сформулировали тему юбилейного заседания Ливадийского клуба его организаторы. Участники обсуждали значение и потенциал творческого наследия Данилевского для идейного становления Русского мира, будущий многополярный мир в свете цивилизационного подхода философа и, конечно, ситуацию на Украине.

Сенатор Сергей Цеков, открывая заседание, вспомнил, как в уже далекие 90-е годы прошлого века, когда все восхищались Европой, небольшой круг крымских единомышленников стал уделять внимание трудам Данилевского и прежде всего его книге «Россия и Европа», в которой философ обосновал принципиальную враждебность Старого Света нашей стране. Время показало нашу правоту, отметил политик, говоря о нынешнем конфликте между Западом и Россией.

Постоянный представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов отметил, что Данилевский теоретически обосновал неизбежность экспансии лишенной ресурсов Европы против России. Сбережение и развитие Русского мира возможно только в условиях полной политической, экономической, информационной, культурной самостоятельности и самодостаточности России и широкого взаимодействия с дружественными цивилизационными системами, сказал Мурадов, в свое время много лет проработавший на дипломатическом поприще.

Данилевский критиковал свойственную русскому обществу, прежде всего интеллигенции, болезнь западничества, которую он называл «европейничанием», отметил в своем приветствии участникам конференции глава Крыма Сергей Аксенов. По его оценке, идеи философа стали важной основой концепции Русского мира, а представления о самобытности и самодостаточности русской цивилизации, о противоположности интересов России и Запада прошли проверку временем.

«Удел России — удел счастливый: для увеличения своего могущества ей приходится не покорять, не угнетать… а освобождать и восстановлять», писал Данилевский о миссии русской цивилизации. Звучит как завещание», — сказал Аксенов.

Данилевский и Данилевский

Освобожденную в ходе специальной военной операции Запорожскую область на конференции представлял Владимир… Данилевский — начальник юридического отдела департамента социально-политических коммуникаций, информационной политики Военно-гражданской администрации нового российского региона. «Украина: кризис или точка роста Русского мира? В контексте Запорожской области» — назывался доклад однофамильца великого философа. «Россия пришла в Запорожскую область как освободитель, — сказал Владимир Данилевский. — И большинство жителей региона, несмотря на запугивания, несмотря на то что почти каждый день в области происходят террористические акты, поддерживают воссоединение с Россией. Народ Запорожской области сделал свой выбор и не свернет с этого пути».

В свою очередь председатель Государственного совета Крыма Владимир Константинов отметил, что пришло «время Данилевского». «Наша страна сегодня как никогда ощущает потребность в выработке понятной и общедоступной идеологии, в которой были бы сформулированы базовые устои и ценности нашей цивилизации, того уникального сообщества, которое мы называем Русским миром», — сказал Константинов.

Политик уверен, что учение Данилевского, впервые предложенный им цивилизационный подход будут широко использованы в разработке такой русской идеологии. При этом речь идет не о повторении, а о развитии его идей. Именно в этом, по оценке Константинова, заключается основной смысл существования Ливадийского клуба, чьи участники ищут ответы на актуальные вопросы и вызовы, которые ставит время перед нашей страной, нашим народом, перед всем Русским миром.