Коммунист Олег Смолин хочет, чтобы школьники сдавали экзамены, как лицеист Пушкин
Знаменитая картина Репина, на которой юный Александр Пушкин читает на экзамене свою поэму перед Гаврилой Державиным, навеяла парламентарию Олегу Смолину мысли о реформе Единого государственного экзамена:
- Нужно, чтобы нынешние дети сдавали его, как Пушкин: чтобы экзамен был местом, где ребёнку предоставлено право выбора, и он мог максимально показать, на что он способен.
Разговор на эту тему зашёл в рамках межпарламентских слушаний о качестве образования на пространстве СНГ, которые проходили 14 апреля в штаб-квартире Межпарламентской ассамблеи стран Содружества в Таврическом дворце в Петербурге. Депутаты из стран бывшего СССР думали, как сблизить системы образования, унифицировать законы, чтобы в итоге и знаний давать больше, и пригодиться они могли не только в том государстве, где человек их получил.
- Все годы своего существования наша ассамблея вносила свой парламентский вектор в эту работу, — открыл слушания генеральный секретарь Совета МПА СНГ Алексей Сергеев. — За 24 года мы приняли немало модельных законов, которые унифицируют национальные законодательства, в том числе и в области образования. С одной стороны, это способствует конкуренции собственных образовательных систем, с другой — вхождению в европейское образовательное пространство.
Депутат из Казахстана Джамиля Нурманбетова рассказала, как в её стране добиваются качественного обучения. Там все педагоги раз в пять лет проходят аттестацию, причём не только у собственных экспертов, но и в международных организациях, аттестованных в европейских образовательных сетях.
- Так мы достигаем высокого уровня образования от дошкольного до послевузовского, — заключила Нурманбетова.
- А у нас в России парадокс, — вздохнул Олег Смолин. — Международные измерения дают нам более высокие оценки качества образования, чем российские эксперты и общественное мнение.
Действительно, какой интернациональный рейтинг ни возьми, везде Россия занимает весьма достойное место по качеству обучения в школах, и при этом вузовские преподаватели поголовно жалуются, что первокурсников приходится доучивать, а Рособрнадзор констатирует, что четверть сдающих ЕГЭ не в состоянии решить элементарные задачки про поезд, следующий из пункта А в пункт Б.
- Повинен или не повинен в этом ЕГЭ в форме тестовых заданий? — сам себя спросил депутат Смолин.
Он — известный сторонник реформы системы проверки знаний. Правда, в последнее время он чаще доволен: ЕГЭ меняется и наконец в ту сторону, в которую хотели специалисты.
- Мы отказываемся от тестоподобных заданий с выбором варианта ответа, — рассказал депутат коллегам из стран СНГ. — Возвращается сочинение как допуск к ЕГЭ. Но надо идти дальше: во всём мире наоборот, ЕГЭ — это допуск к творческим экзаменам. Появляются элементы устного экзамена по иностранному языку — надо же услышать, как ученик на нём говорит! И вообще, необходимы устные экзамены по гуманитарным предметам. Я уверен, это будет введено рано или поздно. Умение говорить, аргументировать — очень важное для каждого человека и гражданина.
Из всех гуманитарных дисциплин, которые должны быть в ЕГЭ в качестве обязательных, Смолин бы выбрал литературу.
- Это самое мощное средство нравственного воспитания, — уверен парламентарий. — Гораздо мощнее, чем основы православной культуры, поскольку нравственные истины ложатся на художественный образ, и это воздействие намного сильнее, чем прямая проповедь. Причём ребёнок должен сам выбирать, как сдавать литературу — писать сочинение или устно. Ему надо дать шанс показать, на что он способен.