Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Анализ региональных и федеральных законов в сфере инноваций

14.02.2013 14:11

Завтра — второй день Красноярского экономического форума. Спикер Заксобрания Красноярского края Александр Усс проведёт дискуссию о восточном векторе развития России. Прямая трансляция начнётся в 10:00 по московскому времени (в Красноярске 14:00) на сайте форума

А сегодня на форуме прошёл круглый стол «Анализ региональных и федеральных законов в сфере инноваций». Главное выступление прозвучало из уст спикера Законодательной думы Томской области Оксаны Козловской.

«Наш анализ — это первая  попытка выявить лучшие региональные практики по развитию инноваций, поэтому я  ни в коей мере не претендую в своих выводах на «истину в последней инстанции», - сказала она. Текст её выступления:

Не обессудьте за каламбур, но было время, когда само слово «инновации» казалось инновацией. Для львиной доли наших сограждан  было непонятным, размытым, странным. Доморощенные юмористы соревновались в остроумии,   сочиняя анекдоты типа: «Залог успеха инноваций кроется не только в мониторинге, но и в системном блокинге, клавиатуринге и мышкинге!».

Сегодня термины «инновационная модель развития», «инновационное развитие региона», «инновационный потенциал», «инновационные предприятия» стали неотъемлемой частью стратегий и программ комплексного социально-экономического развития практически всех регионов страны. Где-то раньше, где-то позже. Кстати, в следующем году исполниться двадцать лет с того момента, как в субъектах Российской Федерации начали появляться первые законы и нормативные документы, касающиеся инновационного развития территории.

Республики Башкортостан и Татарстан, Новосибирская и Томская области были первопроходцами  на этом пути. Федерального законодательства в этой области еще не существовало. Да, мы понимали правильность выбранного направления. Да, мы понимали, что именно экономические системы регионов должны быть «генераторами» развития инновационной экономики. Мы понимали, что от этого зависит наша конкурентоспособность.  Но тогда, два десятка лет назад, все мы двигались буквально на ощупь. Опирались исключительно на собственное — региональное — видение того, что и как нужно делать. Впрочем, иначе и быть не могло. Каждый строил собственную программу инновационного развития, исходя из особенностей, амбиций и, главное, возможностей своего региона.

Сейчас в Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) - двенадцать субъектов федерации. У каждого — собственные законы, стратегии или концепции, свои программы инновационного развития. У каждого — собственные меры поддержки инновационной деятельности. Сформированные, опять же, исходя из особенностей, амбиций, возможностей.  У одних - акцент на развитие научного комплекса, на малые предприятия при вузах, технико-внедренческое направление. У других - на промышленность и т.д.

Прошло достаточно времени, чтобы понять - насколько эффективно как федеральное, так  и региональное законодательство в сфере стимулирования инновационной деятельности. На заседании рабочей группы при Председателе Государственной Думы Сергее Нарышкине по законодательным инициативам в сфере инновационной политики было принято решение такой анализ провести.

Сначала о системе мер государственной поддержки. Начну с финансово-экономических. Понятно, что система этих мер напрямую связана с благополучием и, соответственно, возможностями каждого отдельно взятого региона. Есть такая пословица: «Богатый, как хочет, а бедный, как может». Она вполне применима к данной теме. 

Во-первых, все инновационные регионы законодательно установили налоговые льготы для резидентов особых экономических зон и технопарков, для организаций, ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по цепочке: «идея — макет - опытный образец - малая серия — серийной производство». Но! Кто-то позволил себе пойти на снижение до минимума в 13,5% ставок по налогу на прибыль.  Кто-то «упал» до нуля по налогу на имущество, кто-то по транспортному налогу. Шесть из двенадцати регионов Ассоциации используют упрощенную систему налогообложения со льготной ставкой в 5%.

Все это, безусловно, очень радует тех, кто получает льготы. Но есть ведь еще и вопрос — а какова отдача? Это ведь не тот случай, когда важно лишь участие, а не результат. Сколько компаний, изначально воспользовавшихся налоговыми льготами, остались «на плаву»? Сколько процветают? Сколько «приказали долго жить»?  Сколько идей остановилось на уровне макета, а сколько дошло до опытного производства.  Очень хочу получить эту информацию от своих коллег по АИРРР в рамках круглого стола, на котором мы будем обсуждать существующие практики регионального законодательства в сфере стимулирования инновационной деятельности. Потому что только в этом случае мы сможем понять - какая практика дала максимальный эффект, какую взять на вооружение в других регионах или же в масштабах всей страны  - льготы по налогу на имущество или «упрощенку»? Но и здесь свои «но» - а нужно ли, да и возможно ли оценить инновационную деятельность рублями и копейками? Может быть не менее важно то, что инновации меняют наше отношение к жизни, к бизнесу, да и к будущему.

Второе — это субсидии. Практически во всех регионах-членах АИРР субсидируются инновационные проекты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Практически все субсидируют процентные ставки по кредитам и развитие инновационной инфраструктуры. Часть регионов компенсируют лизинговые платежи, повышение квалификации специалистов и т.д.  Появилось множество грантов и именных стипендий.

По каждому из перечисленных направлений в АИРР свои лидеры. Например, в Красноярском крае и Томской области — лучшие практики по компенсации лизинговых платежей, Башкортостан, Пермский край, Самарская, Иркутская, Липецкая и, опять же, Томская области - «максималисты» в  субсидировании процентных ставок по кредитам.

Следующий пласт - законодательство, определяющее меры государственной поддержки. Можно сколь угодно говорить об обязательности госзакупок инновационной продукции. А можно пойти по пути Татарстана, где законом уставлена квота — не менее 10% от всего государственного заказа республики должно быть потрачено на закупки инновационной продукции, включая нанотехнологическую.

Часть регионов даже составили реестры инновационных предприятий, инновационных проектов, инновационной продукции. Но опять же — понимание и определение того, инновационная или нет какая-либо продукция, зависит пока от самого региона. На уровне страны единого реестра нет - множество экспертов, масса споров, тысячи мнений… На какой стадии цепочки «идея — макет - опытный образец - малая серия — серийной производство» продукция может и должна попасть в госзаказ? На стадии идеи, чтобы через год получить что-то новое? Или на стадии серийного производства? Но тогда где гарантии, что уже через полгода она не устареет? А государственный заказ — есть государственный заказ. И отношение к нему у всех очень серьезное, в том числе и у правоохранительных органов…

Именно поэтому некоторые регионы ввели у себя обязательные мониторинг, экспертизу и аудит программ и проектов в инновационной сфере.

Я уже упомянула о том, что в сфере «инновационного законодательства» (уж простите мне этот термин) регионы опережают федеральный центр. Один из самых ярких тому примеров — целевая программа "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан». Она была принята впервые в России. Убеждена, что для всех регионов-членов АИРР — эта программа представляет огромный  интерес.

Увы, я должна констатировать - ряд мер государственной поддержки инновационной деятельности, записанные в базовых законах, остаются лишь декларацией о намерениях. Или о желаниях. Кому как больше нравится. 

Так, на практике нигде не реализуется такая мера, как государственные гарантии по инвестиционным кредитам для инновационных предприятий. Слишком велики риски.

Не более, чем красивым словосочетанием остаются «бюджетные кредиты». В том числе и по такой банальной причине, как катастрофически малые размеры, а то и полное отсутствие бюджетов развития регионов.  Например, в нашей  области в прошлом году на развитие было заложено 12%, а в нынешнем — лишь шесть… Уже многие регионы обратились в федеральный центр с предложением разработать методику формирования бюджетов развития. Потому что сейчас это выглядит так: на развитие — все, что осталось. Если вообще хоть что-то осталось…

Если такая методика будет разработана и принята, то быть может, будет пересмотрена и нынешняя методика межбюджетных отношений. И тогда можно будет не только говорить о бюджетных кредитах и государственных гарантиях для инновационных предприятий.

Я убеждена, что все, о чем было сказано выше, не оставит равнодушными не только участников круглого стола или представителей регионов, входящих в АИРР, но и всех, для кого слово «инновации» является синонимом таких слов, как «конкурентоспособность»,  развитие, успех.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 2500