Теракт в «Крокус Сити Холле»

11:17Сдавший квартиру напавшим на «Крокус» террористам Касимов обжаловал арест

10:53Гражданин Белоруссии погиб в результате теракта в «Крокусе»

10:32Число пострадавших при теракте в «Крокусе» выросло до 382

В России появятся новые учебники всеобщей истории

08.04.2016 14:55

На сайте Ассоциации учителей истории и обществознания опубликован проект Концепции нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории. До осени продлится общественное обсуждение документа, учителя смогут прислать свои замечания и предложения. В школьных учебниках всеобщей истории предлагают изменить разделы о происхождении человека и древности, большее внимание уделить изучению стран Востока и Латинской Америки. О новой Концепции корреспонденту «Парламентской газеты» рассказал научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук Александр Чубарьян.

- Александр Оганович, зачем школам новая Концепция преподавания всеобщей истории?

- Этот курс школьники изучают с 5-го по 11-й класс — параллельно с отечественной историей. Как вы, возможно, знаете, в результате общественного обсуждения мы подготовили курс истории России, и на этой основе сделан образовательный стандарт. По всеобщей истории мы решили не делать стандарта, а просто обновить концепцию и на её основании продумать вопросы подготовки новых учебников.

Курс по всеобщей истории, особенно новейшей — это XIX и XX века — нуждается в существенном обновлении. С этой целью мы создали рабочую группу на базе Института всеобщей истории с привлечением специалистов из других учреждений и подготовили концепцию. Перед публикацией прошло её обсуждение с участием учителей, директоров школ, представителей Московского государственного университета имени Ломоносова и других вузов. Смысл состоял в том, чтобы наполнить документ научным содержанием, учитывая новые достижения в области истории. После обсуждения Концепцию доработали с учётом замечаний и выложили на сайт.

На Всероссийском съезде учителей истории и обществознания, который прошёл в Москве на этой неделе, мы обратились к учителям с просьбой присылать свои предложения. Они будут обобщены, и затем можно будет одобрить концепцию на заседании Российского исторического общества.

- Что нового появится в учебниках?

- Концепция всеобщей истории не менялась очень давно, за это время в исторической науке произошло много открытий. Это касается, например, первобытного общества и периода древности. Происхождение человека отодвинулось на гораздо более ранний период, этому послужили открытия в Африке и на Алтае. Сейчас в школьных учебниках мало внимания уделяется изучению стран Востока, Африки. Там дана устаревшая точка зрения на многие события XIX и XX веков — оценка этих событий изменилась. Открыты многие архивы, стали известны новые исторические факты. Всё это мы постарались учесть в концепции. Была очень важная задача — синхронизировать отечественную и всеобщую историю, чтобы не получалось так, что по российской истории школьники начинают изучать один век, а по зарубежной — другой.

- Какие замечания к прежней системе высказывали учителя?

- Говорили, что она перегружена фактами и включает много ненужных для запоминания событий. Предлагали «разгрузить» документ и больше внимания обратить на ХХ век. Были замечания по Латинской Америке — по мнению учителей, тексты сегодняшних учебников не соответствуют современным оценкам положения на этом континенте. Там произошли грандиозные изменения, и их надо отразить.

- Когда планируется утвердить концепцию?

- Думаю, это произойдёт уже осенью. Затем Российское историческое общество решит, объявлять ли конкурс на создание новых учебников. Издательства предложат свои авторские коллективы. Конечно, это менее «острый» предмет, чем отечественная история. По вопросам всеобщей истории нет таких столкновений и дебатов, нет настолько полярных точек зрения.

- Чем отличается российская система преподавания всеобщей истории от западной? Есть мнение, что за границей вообще не изучают историю других стран.

- Да, совершенно верно. Мы единственная страна в мире, где учащиеся полноценно изучают историю всех государств. В большинстве других стран изучают только свою историю. История России почти не изучается ни в Америке, ни во Франции, ни в Англии. Она лишь упоминается в связи с какими-то событиями. А в российских школах есть полноценный курс истории всех стран, детям дают глубокие знания об исторических событиях. Это принципиальная позиция нашего научного и преподавательского сообщества.

Беседовала Мария Соколова

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 7805