Все о пенсиях в России

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

18.04.2024В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Сергей Гаврилов: Бюджет-2016 провоцирует классовое расслоение общества

23.11.2015 12:58

О том, что нужно менять в проекте главного финансового документа страны, рассказал  председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности Сергей Гаврилов.

По мнению депутата, предлагаемый проект  бюджета, если он останется в том виде, в котором его предлагает Правительство РФ, способен довести регионы до крайней кризисной черты и грозит большими  рисками сокращения ВВП и объёмов производства.  

- Вы назвали новый бюджет «бюджетом сокращений,  который никак нельзя назвать социальным». Почему?

- Прежде всего потому, что социальные обязательства, о которых так громко говорят, в реальности будут сокращаться   в силу роста потребительских цен (по отдельным товарам — на 30-40 процентов). Усиливается негатив той анархии, которая царит на нашем ценовом рынке, — каждый «накручивает» цены, как хочет, при полной безнаказанности, особенно в торговых сетях!

Есть конкретные примеры: авторы проекта бюджета нам рапортуют, что стипендии студентов не повысятся. Но их индексацию на величину инфляции мы обсуждали с самого начала подготовки бюджета, нам обещали вместе найти какие-то решения. На том дело и закончилось. Замечу, что цена вопроса — порядка двух миллиардов рублей. На стипендии их найти не смогли, хотя отдельные вузы, нам это известно, получили ровно такой объем дополнительного финансирования только на текущий  год!

Проект бюджета 2016 года слишком сильно сократил расходы на медицину — на 7,8 процента. На здравоохранение и образование в целом выделено по 3 процента и 3,6 процента от всей суммы бюджета. Дошкольное образование вовсе недофинансировано вдвое по сравнению с прошлым годом.

Получается, что платить за всё это будут регионы. Только расходы перекладываются на плечи тех регионов, которые финансово «обескровлены». Своеобразное решение проблем федерального центра, прямо скажем. Бюджеты регионов далеки от сбалансированности. Их расходные обязательства перед центром увеличиваются и не подкрепляются финансово в должном объеме. Регионы при предлагаемой версии бюджета на 2016 год дойдут до черты. По прогнозам в 2016 году им придется погасить 400 миллиардов рублей финансовых обязательств. По регионам ударит сокращение межбюджетных трансфертов. В то же время расходы региональных бюджетов

вовсе не снижаются. Если на долю регионов и так приходится не более 40 процентов всех доходов страны, в то время как минимум 60 процентов этих доходов сосредоточивается в федеральном бюджете, игнорируется принцип равных долей, заложенный в Бюджетном кодексе.

- Правительство планирует отложить в резервный фонд в следующем году порядка 750 миллиардов рублей. Вы согласны с такой политикой?

- Безусловно, нет. Эти деньги надо направить на решение острых вопросов, например на НИОКРы в сфере авиации и космонавтики, на помощь бюджетникам. Общий долг регионов к концу 2016 года достигнет 2,6 триллионов рублей. Из них более 30 миллиардов рублей — долги муниципальных органов власти. Рост коммерческого кредитования регионов при этом возрастает, что создаёт опасный эффект пирамиды: регионы, выполняя соцобязательства перед населением, всё глубже увязают в долговой яме. А перспектива развития регионального хозяйства становится всё более призрачной — все меньше средств выделяется на инвестиции из региональных бюджетов.

- Как всего этого негатива избежать?

- Необходимо заморозить выплаты по бюджетным кредитам как минимум до 2020 года, с  возможностью реструктуризации этих долгов. А Внешэкономбанк после целевой докапитализации может рефинансировать коммерческий долг регионов под минимальную субсидированную процентную ставку — не выше пяти процентов.

Кроме того, нужно переосмыслить задолженность по таможенным платежам — налогам и сборам. По экспертным оценкам, более триллиона рублей (!) — недобор за последний год по таможне! Соответственно, нужно усиливать контроль.

- Минфин для этого призывает интегрировать информационные системы Федеральной налоговой и таможенной служб, чтобы увеличивать поступление налогов и сборов с таможни, определять цены на товары и тех же сборов…

- Не уверен, что такой механизм будет слишком результативен, но по крайней мере появится возможность отследить всю цепочку прохождения товара — от нахождения его на границе до конкретной реализации потребителю. Вопрос только в том, кто и как будет определять цены. Ведь зачастую на границе фиксируются одни цены с определенным расчетом расходов, а реализуется этот товар где-то внутри РФ совсем по другой стоимости.

- Парламентарии и в Госдуме, и в Совете Федерации не раз сигнализировали о необходимости поддержать реальный сектор промышленности России. В бюджете эти предложения нашли отражение?

- Нет, не нашли. Бюджет должен стать сегодня основным институтом по поддержке роста экономики, её реального сектора. Нам надо поддерживать спрос на рынках сбыта отечественной промышленности. 20 миллиардов рублей планировалось направить в Фонд поддержки промышленности — в итоге сегодня эта сумма сокращена в разы. Кроме того, мы видим, что госсубсидий производителям и потребителям нашей основной машиностроительной продукции (от сельхозтехники до самолетов) явно недостаточно — где-то они сокращены, где-то их просто нет. Между тем инвестировать в промышленность сегодня — это уже не требование, а необходимость. И сделать это можно из резервов — например, из нераспределённых средств бюджета за этот год. Также мы считаем, что ЦБ России может целевым образом рефинансировать кредитование крупных индустриальных проектов под пониженную ставку.

Только так будут созданы условия для роста экономики. А пока источника для такого роста нет — собственные средства предприятий сокращаются, в общей массе инвестиций банковские кредиты составляют всего-то 6 процентов, зарубежные рынки закрыты. И если нефть будет стоить ниже 50 долларов за баррель, то мы получим серьёзное сокращение производства и ВВП, а также вынужденный рост процентной ставки по кредитам.

- Ранее вы заявляли, что данный бюджет «явно провоцирует классовое расслоение общества и конфликт интересов». Почему вы так считаете?

- Это показывает даже поверхностный анализ документа. Например, предполагаемая Правительством индексация пенсий на 4 процента выглядит непонятной, если по итогам года инфляция, скорее всего, превысит 15 процентов. Получается, если средств в бюджете на что-то недостает, то накладывается дань на детей, стариков, чернобыльцев, всех, кто не защищён.  При этом всё растёт: цены, тарифы… Мы поставили в известность Правительство о возможности оказать помощь отдельным категориям граждан — например, «детям войны». Между тем это никак не учтено в проекте бюджета. Отмечу, что концепция увеличения расходных обязательств, основанная на доходах от продажи нефти, изначально была рискованной и неверной. Это давно пора признать. Когда пытались поднять доходы населения, абсолютно не вкладывая в развитие собственной экономики, а только за счет продажи ресурсов. А теперь новым бюджетом это население как следует зажимается. И я согласен с коллегами из правящей партии, которые заявили, что над бюджетом активно работали крупные специалисты, «обладающие огромным опытом огромных потерь и провалов».

- Не слишком резкая критика?

- Судите сами. Если проект бюджета, предлагаемый сейчас, будет принят, то программы развития науки, прикладные исследования, модернизацию и импортозамещение наверняка придется временно приостановить. Именно эти сферы, так же как аграрная и промышленная, исходя из текущей версии главного финансового документа страны, не могут быть обеспечены бюджетным финансированием. В новом бюджете они просто обесценены. Новые технологии не могут быть приобретены, так как, например, аграриям всей нашей огромной страны  выделено 1,4 процента от общей суммы расходов бюджета. И как в таких условиях поднимать села? Или мы так и останемся на уровне покосившихся изб и земляных полов?

Поэтому мы не видим другого пути, как поторопиться с поправками в существующий проект бюджета пока есть время до его окончательного рассмотрения в начале декабря. Уверен, что нам надо перестроить модель экономики — она должна быть производящей. Пора переходить к делу. А пока подготовленный бюджет скорее защищает интересы высшей бюрократии и не предлагает иной путь, кроме как путь уменьшения и урезания. Важно сделать лучше людям, а не так как нам предлагается — сначала принять главный финансовый документ страны на год, а потом посмотреть со стороны стало ли кому-то от этого лучше, а кому-то хуже или слушать отговорки, вроде «пока не созданы условия, чтобы выделенные деньги приносили результат».

Беседовал Никита Вятчанин

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 4230

Ещё материалы: Сергей Гаврилов