В Совфеде предложили создать единый центр цифрового образования

Такая структура позволит координировать подготовку отечественных IT-специалистов

25.04.2022 18:26

Автор: Дмитрий Литвинов

В Совфеде предложили создать единый центр цифрового образования
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Распространить меры поддержки IT-специалистов на педагогов, активнее вовлекать в разработки самозанятых, а также создать единый центр цифрового образования предложили члены Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации на заседании 25 апреля.

Защита от сливов ЕГЭ

Борьба за специалистов IT-сферы между странами обостряется, и, чтобы ее выигрывать, нужны неординарные решения, поскольку в России отрасль испытывает кадровый голод, сказал, открывая заседание, глава Совета по развитию цифровой экономики, первый вице-спикер Совфеда Андрей Турчак. Он признал, что с началом военной спецоперации России на Украине часть айтишников уехала из нашей страны за границу, но уже наблюдается и обратный процесс.

Численность IT-специалистов в России в 2021 году составляла 1,7 миллиона человек. Отрасли, по мнению экспертов, требуется еще как минимум миллион сотрудников. В связи с чем Совет предложил расширить уже принятые меры поддержки IT-сектора, в частности, распространить налоговые льготы, пониженные кредитные ставки и отсрочку от армии не только на программистов и разработчиков, но и на преподавателей, специалистов инфобезопасности, работников радиоэлектронной промышленности. «В цифровой индустрии постоянно появляются новые профессии: разработчики игр, графические дизайнеры, специалисты по анимации и многие другие», — отметил Андрей Турчак.

В феврале в Госдуму внесли законопроект, дающий льготы по уплате налога на прибыль организациям, использующим отечественное программное обеспечение (ПО) и радиоэлектронику. Авторы документа, по словам Турчака, рассчитывают на увеличение доходов таких компаний, рост спроса на российские продукты и увеличение доходов бюджета.

В IT-секторе немало самозанятых, доходы которых превышают установленный годовой лимит в 2,4 миллиона рублей. В связи с этим Совет по цифровой экономике попросил кабмин поднять этот порог. Другие предложения касались срочной замены зарубежного ПО на российское при проведении ЕГЭ, иначе есть риск срыва экзаменов и утечки правильных ответов. А также нужно создать единый центр, координирующий вопросы подготовки IT-кадров в России. «Он может заняться обучением педагогов работе с российским ПО, проводить аналогичные тренинги для школьников и студентов», — сказал Андрей Турчак.

Обратная релокация

Вопросом номер один в кабмине считают подготовку кадров для цифровой экономики, о чем сказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Сегодня, уверен он, повышать свои цифровые компетенции должны все педагоги, даже напрямую на связанные с информатикой и математикой. Для этого запущена специальная онлайн-платформа, на которой уже зарегистрировались более 220 тысяч учителей.

Треть выпускников школ планирует выбрать IT-специальности, а задача Правительства — удовлетворить этот спрос, отметил вице-премьер. При этом необязательно получать высшее образование — огромным спросом пользуются и выпускники колледжей и техникумов, а конкурс на цифровые специальности доходит до пяти человек на место.

В вузах внедряют программы технологического предпринимательства, реализуют проект «Стартап как диплом», проводят соревнования разработчиков — хакатоны, открывают цифровые кафедры.

Дмитрий Чернышенко подтвердил, что началась обратная релокация, то есть возвращение IT-специалистов, при этом Россия ждет назад не только своих птенцов, но и готова дать льготы зарубежным профи, которые решат работать у нас.

Цифровые практики

Не драматизировать ситуацию с утечкой мозгов призвала глава ассоциации «Отечественный софт» Наталья Касперская. Проведенный внутренний опрос показал, что переехать решили лишь около 0,1 процента сотрудников компаний, входящих в ассоциацию. При этом 77 процентов из них не уволились, а взяли длительный отпуск или работают на Россию из-за кордона.

Рынок труда в IT-секторе Касперская считает сильно перегретым — во многом из-за дублирования разработок разными компаниями, просто ради моды. «У нас на рынке с десяток голосовых колонок, 26 мессенджеров, а количество служб доставки даже непонятно, — отметила эксперт. — При этом каждая компания претендует на господдержку. Большой вопрос, нужно ли нам поддерживать разработчиков дублирующих систем».

Важной задачей, которую могла бы взять на себя, например, возглавляемая Дмитрием Медведевым комиссия по импортозамещению, Наталья Касперская назвала аудит критически значимых для страны технологий. Только поняв, что реально необходимо для развития, можно оценить количество специалистов, которые требуются, и уже к ним применять меры поддержки, констатировала Касперская.

Цифровые компетенции сегодня необходимо давать студентам всех специальностей, такой подход используют в МГУ имени Ломоносова, рассказал его ректор Виктор Садовничий. В вузе — больше трехсот межфакультетских курсов, по которым обучаются 20 тысяч студентов. Большая часть, по словам ректора, выбирают программы в области искусственного интеллекта.

Залогом успешного IT-обучения Садовничий считает богатую практику, в МГУ таким занятиям отводят половину всего времени и сотрудничают с ведущими компаниями страны. Свой опыт главный российский вуз транслирует региональным университетам.