Иркутскую область назначили ответственной за возрождение гражданской авиации

На местном авиазаводе собирают первый полностью импортозамещенный российский самолет

21.09.2022 17:02

Автор: Юлия Сапрыгина

Иркутскую область назначили ответственной за возрождение гражданской авиации
  © Евгений Козырев/Коммерсантъ

Самолет МС-21, собираемый полностью из отечественных агрегатов, обещают начать выпускать на Иркутском авиационном заводе в 2024 году. Регион может стать местом возрождения российской гражданской авиации, считает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Об этом она заявила во время Дней Иркутской области в палате регионов, которые завершились 21 сентября.

По международным стандартам

Собирать самолеты из отечественных узлов в Иркутске задумали еще до санкций. В декабре 2021 года с аэродрома Иркутского авиазавода в воздух поднялся первый лайнер МС-21 с российским композитным крылом. Теперь же на предприятии хотят собирать самолеты полностью из отечественных деталей.

Когда зарубежные авиапроизводители отказались работать с Россией, импортозамещение в авиастроении стало одной из важнейших задач отрасли. На поддержку отечественного авиастроения из бюджета уже выделили более 60 миллиардов рублей.

Иркутская область с ее опытом могла бы стать регионом, где начнется возрождение российской гражданской авиации, считает Валентина Матвиенко. «Надеюсь, что скоро мы все будем летать на самолетах отечественного производства», — отметила она на пленарном заседании с участием представителей региона.

Как ранее заявляли иркутские власти, производство самолетов в регионе сертифицировано по международным стандартам. А МС-21 — самый широкий в своем классе лайнеров: проход в салоне позволит пассажирам разминуться с тележкой обслуживания.

БАМ и Транссиб: разворот на Восток

Иркутская область — это не только самолеты. Там добывают более 60 видов полезных ископаемых, рассказал в Совете Федерации губернатор Игорь Кобзев. «Это позволяет региону выпускать 38 процентов алюминия в стране, 26 процентов целлюлозы и делать семь процентов электроэнергии», — уточнил Кобзев.

Для более оперативной отгрузки этой продукции Иркутской области нужна современная транспортная инфраструктура, пока же ее развитие заметно отстает от остальных субъектов, отметил губернатор.

Он рассказал, что на этой неделе Минобороны согласовало площадку для строительства будущего аэропорта. Иркутские власти надеются на помощь сенаторов в решении дальнейших вопросов строительства.

Также необходимо отремонтировать старые и построить новые дороги, тем более что через регион проходят БАМ и Транссиб, и это «особенно актуально, когда наша страна переориентируется на Восток», — сказала Валентина Матвиенко. 

Больницы и кампусы

Накануне ситуацию в Иркутской области обсудили в комитетах Совфеда. В Комитете по социальной политике отметили, что области нужны новый акушерский реанимационный центр, филиал поликлиники, стационар в детской областной больнице — сейчас там оказывают специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь детям, но клиника размещается в зданиях, являющихся объектами культурного наследия. Например, главный корпус больницы построили больше 100 лет назад, а урологический — 50 лет назад.

«Комитет рекомендует профильным министерствам оказать содействие в софинансировании данных объектов», — сказала председатель Комитета Инна Святенко.

А Комитет по науке, образованию и культуре рекомендовал включить в госпрограмму «Развитие культуры» реконструкцию здания иркутского ТЮЗа, тоже входящего в список объектов культурного наследия. ТЮЗ выгорел в ночь на 14 мая. Огонь охватил тысячу квадратных метров и полностью уничтожил сцену. Однако власти региона решили восстановить здание. Предварительно это будет стоить более восьми миллиардов рублей. Работы запланированы на 2025 год, но Валентина Матвиенко попросила профильный комитет ускорить решение этого вопроса и взять его на парламентский контроль.

Также в рамках нацпроекта «Наука и университеты» планируют построить Иркутский межвузовский кампус.

Читайте также:

• Годовые контракты для преподавателей вузов предложили отменить

Госпрограмма для Байкала

Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендовал выделить региону из резервного фонда Правительства дополнительные средства для расселения семей, пострадавших от наводнения в 2019 году. Тогда затопило 11 муниципальных районов, а город Тулун почти полностью ушел под воду. Город уже восстановлен, но до сих пор еще не все пострадавшие получили новое жилье.

Также сенаторы предложили выделить по программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан» деньги на благоустройство набережной Ангары в Иркутске — от плотины ГЭС до бульвара Постышева.

А в Комитете по аграрно-продовольственной политике говорили о сохранении озера Байкал и развитии туризма в регионе. Для этого, по мнению местных властей, нужна отдельная госпрограмма комплексного развития Байкальской природной территории и туристической инфраструктуры.

Как рассказали власти региона, 23 километра побережья — это зона риска схода селевых потоков. Чтобы предотвратить загрязнение озера и защитить население и инфраструктуру, нужно построить и отремонтировать девять селезащитных сооружений.