Госдума проголосовала за эффективный рубль

Проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов принят в первом чтении 23 октября

Госдума проголосовала за эффективный рубль

Фото: ПГ

Государственная Дума приняла в первом чтении проект бюджета на 2020 года и плановый период 2021-2022 годов. Теперь у депутатов есть время до 4 ноября, чтобы внести все необходимые поправки, в том числе по включению в документ расходов на обеспечение горячим питанием школьников младших классов, которые не были учтены при внесении проекта в палату.

Кроме того, при подготовке поправок ко второму чтению Правительство подготовит предложения по стимулированию инвестпроектов на местах за счёт частичного погашения долгов по бюджетным кредитам и проработает вопросы развития сельских территорий, обеспечения жильём детей-сирот, а регионы — школьными автобусами, автомобилями скорой помощи и коммунальной техникой. Над всеми запланированными бюджетными тратами предложено установить жёсткий парламентский контроль, с чем согласился и первый вице-премьер Антон Силуанов. Он отметил, что усиленная в этом вопросе позиция депутатов поспособствует не только продуктивности расходов, но и самого бюджетного планирования. Во втором чтении проект бюджета планируется рассмотреть 19 ноября.

Неосвоенные финансы — на нужные проекты

Справка • Доходы федерального бюджета в 2020 году составят 20,4 триллиона рублей, расходы прогнозируются на уровне 19,5 триллиона рублей, профицит составит 876 миллиарда рублей.
• В соответствии с законопроектом инфляция в 2020 году составит 3 процента, а цена на нефть ожидается на уровне 57 долларов за баррель. МРОТ с 1 января 2020 года составит 12 130 рублей в месяц.
• Финансирование нацпроектов в 2020 году увеличится на 200 миллиардов и составит 2 триллиона рублей. В 2022 году расходы в этой сфере вырастут до 2,7 триллиона рублей.
В 1989 году в модной тогда телепрограмме «Прожектор перестройки» впервые озвучили данные по дефициту бюджета СССР, который на тот момент составлял 100 миллиардов рублей при общей его величине 500 миллиардов. Сейчас совершенно другая ситуация, бюджет несравненно больше, профицитен и с каждым годом существенно прирастает, однако, как и тогда, похвастаться эффективностью управления бюджетным рублём ряд отраслевых министерств и ведомств не могут.

Об этом можно судить по объёмам незавершённого строительства, которое ежегодно становится объектом критики Госдумы и Счётной палаты. Но если в советское время деньги просто вбухивали в неподъёмные, а где-то и вовсе ненужные мегапроекты, покрывая убытки за счёт включения печатного станка, то сейчас средства мёртвым грузом лежат неосвоенными, не давая экономике развиваться. Это касается и федеральной адресной инвестпрограммы (ФАИП), в рамках которой незавершёнными числятся объекты на общую сумму 2,5 триллиона рублей, и различных отраслевых госпрограмм.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин предлагает кардинально исправить ситуацию, позволив оперативно передавать неосвоенные деньги на необходимые нужды, нацеленные на экономический рост страны. «По итогам девяти месяцев по ряду ведомств средства не израсходованы на 90 процентов. Может быть, было бы лучше взять и перебросить их на другие статьи, проекты. У нас есть вопросы, которые мы можем решить: в регионах большой некомплект скорых, старая коммунальная техника, нехватка школьных автобусов», — сказал он.

По словам спикера, депутатам и министерствам необходимо консолидировать усилия на реализацию Послания Президента, рассмотрев эти вопросы, в том числе в рамках возможностей Госдумы. «Если раньше мы контролировали ход управления ФАИПов, то сейчас ушли от этих подходов, а это наша неотъемлемая часть работы. Когда мы говорим, что где-то кто-то недорабатывает, то нужно помнить, что мы сами недорабатываем», — подчеркнул Володин.

Справедливое замечание спикера платы развил глава думского Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаровпризвав коллег быть более пытливыми при рассмотрении госпрограмм, «чтобы работа не превратилась в формальное изменение цифр».

Вячеслав Володин. Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

Небогатые регионы поддержат дополнительно

Днём ранее на заседании фракции «Единая Россия», посвящённом приоритетам бюджетной политики, Володин обратил внимание на слишком очевидную неравномерность бюджетной обеспеченности регионов, которая создаёт неравенство в качестве медицинских, образовательных и коммунальных услуг.

В этом случае полезным было бы откорректировать некоторые федеральные программы, у которых хромает целеполагание. «Было бы правильно нам взять и посмотреть набор этих программ, выделить регионы, которые менее обеспечены, и через эти программы подтянуть обеспечение в чувствительных сферах: детские автобусы — программа есть, скорые — программы есть, коммунальная техника — программы есть, общественный транспорт — есть», — сказал председатель Госдумы.

Спикер предложил целенаправленно развернуть программы на оказание помощи именно регионам, где самая низкая бюджетная обеспеченность.

С таким подходом согласился и первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов, заявивший, что кабмин полностью разделяет беспокойство депутатов и в настоящее время, по согласованию с Госдумой, уже определены десять наименее обеспеченных регионов, которым будет предоставлена дополнительная бюджетная поддержка. Это республики Алтай, Адыгея, Карелия, Калмыкия, Марий Эл, Тыва, Чувашия, Алтайский край, Курганская и Псковская области.

Вячеслав Володин напомнил, что при формировании списка регионов кабмин опирался на мнение депутатов Госдумы. Он с сожалением отметил, что не все из парламентариев, представляющих территории, которые вошли в перечень, находятся на заседании фракции, что говорит об их, мягко говоря, неправильном отношении к обсуждаемой теме. В первую очередь потому, что избиратели должны именно от них услышать о важных решениях палаты, благодаря которым в субъекты придут дополнительные средства.

Селу добавят денег, но нужно больше

На теме активного участия парламентариев в обсуждении главного финансового документа страны спикер палаты сделал акцент и 23 октября, сказав, что некоторые народные избранники проигнорировали важное заседание. «Депутат должен в этот день в любой ситуации принимать участие в обсуждении бюджета. От этого зависит жизнь в стране и регионах. Болезнь — это единственное, что может быть аргументом. Не пришёл на рассмотрение бюджета — это большой звоночек, что ты не хочешь исполнять депутатские полномочия», — считает Володин.

Председатель Госдумы напомнил, что ранее депутаты обозначили перед Правительством несколько приоритетов, которые должны учитываться всеми заинтересованными сторонами при дальнейшей работе над бюджетом. Речь идёт о своевременном поступлении средств в регионы, преодолении разрыва в бюджетной обеспеченности территорий, создании условий для реализации инвестиционных проектов в субъектах Федерации и развитии сельских территорий.

Не пришёл на рассмотрение бюджета — это большой звоночек, что ты не хочешь исполнять депутатские полномочия.

По всем четырём вопросам удалось выйти на конкретные решения, а по последнему и вовсе добиться увеличения финансирования. После встречи спикера Госдумы с председателем Правительства Дмитрием Медведевым объём бюджетной поддержки села был увеличен по сравнению с ранее заявленными параметрами двукратно — до 36 миллиардов рублей.

Сумма не маленькая, но недостаточная для решения всех поставленных задач. Володин предложил подумать, как её увеличить ещё в два раза. «Необходимо выходить на цифру, которая и экспертами определена, и профильным министерством, — 60 миллиардов рублей», — сказал он.

Повышаем бюджетную дисциплину

Принимая большинством голосов проект бюджета на следующую трёхлетку, депутаты также проголосовали и за развёрнутое постановление, в котором были определены направления корректировки бюджетной политики. В частности, Правительству рекомендовано до 1 декабря 2019 года принять нормативные акты о правилах предоставления и распределения трансфертов бюджетам регионов и до начала года заключить с территориями соглашения о направлении средств из бюджета. Кроме того, кабмину совместно с Комитетом по бюджету и налогам предложено до 1 декабря подготовить в Бюджетный кодекс изменения, которые позволят регионам своевременно получить трансферты.

«Крайне важно сейчас нам принять решение параллельно с рассмотрением бюджета во втором чтении, в третьем чтении и выйти на изменения в законодательстве с тем, чтобы уже средства в регионы приходили в январе, а с марта начиналась работа, — пояснил Вячеслав Володин. — Такую задачу мы поставили не только перед собой, самое главное, что такие обязательства — это тяжелейшее решение перед собой поставило и будет выполнять Правительство, поддержал премьер, поддержал Минфин».

Председатель Госдумы уточнил, что уже сейчас можно прогнозировать, что для многих регионов работа в 2020 году будет очень напряжённая, потому что все нормативные подзаконные акты должны быть выпущены, а соглашения подписаны до начала финансового года. «Это совершенно другое отношение к работе: повышение дисциплины, ответственности. И нам удалось опять-таки в ходе обсуждения бюджета выйти на это решение», — сказал Володин.

Также глава палаты считает правильным средства, предназначенные для погашения регионами бюджетных кредитов, не возвращать, а расходовать на инвестиции в рамках государственно-частного партнёрства. Спикер предложил просчитать экономический эффект от реализации таких проектов, в том числе и по части создания рабочих мест. «И если видим, что такие проекты крайне нужны, должны быть востребованы, выходить на решение. Это предложение отражено в остановлении, и надеемся, что в итоге будет результат», — подытожил он.

Просмотров 3266

23.10.2019 17:02




Загрузка...

Популярно в соцсетях