Издание
Федерального Собрания
Российской Федерации

Занимать доллары опасно для экономики

На каждого россиянина приходится 1821 доллар общего внешнего госдолга, в пять раз выше официальных цифр

Откуда брать деньги на выполнение майского указа Президента России? Как следует из официальных правительственных документов, один из источников — внешние и внутренние заимствования, которые в размере трёх триллионов рублей (3 процента ВВП России) должны образовать новый инфраструктурный фонд — основу для стратегических проектов, призванных изменить структуру экономики в пользу высокотехнологичных отраслей.

Три триллиона рублей — это немало, если учесть, что общие бюджетные траты на экономический рывок в первые шесть лет определены в восемь триллионов рублей. И найти эти деньги Правительство планирует, разместив на внешнем и внутреннем рынке  облигации государственного займа. В общем, приём традиционный для последних лет, хотя и не совсем понятна его логика: одной рукой экономические власти размещали в зарубежных активах средства максимум под 1,8 процента годовых. А другой — привлекали инвесторов в государственные ценные бумаги, обещая дивиденды в 6 — 7 процентов.  

Но сегодня ситуация изменилась: санкции США и частично примкнувших к ним европейских союзников существенно ограничили приток долговых денег. К тому же выяснилось весьма существенное обстоятельство: согласно данным, опубликованным Российской академией народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) в сентябрьском «Мониторинге экономической ситуации в РФ»  объём суммарных внешних заимствований госбюджета и госсектора (банков, корпораций, других экономических структур, где доля государства превышает 50 процентов) в целом достигает 255 миллиардов долларов или в пять раз выше официального внешнего долга в 50 миллиардов.

Такое открытие экспертов из научного учреждения, которое известно тем, что готовит рекомендации для высшего эшелона власти на протяжении последней четверти века, означает: аргументы, которые приводили для того, чтобы обосновать необходимость внешних заимствований, не совсем корректны. Ведь одно дело — занимать деньги, имея задолженность всего  в 3,6 процентов от ВВП и соответственно, затрачивая ежегодно около полутора миллиардов долларов на обслуживание займов. И совсем  другая ситуация — когда фактический уровень долговой загрузки приближается  к 20 процентам!

Но самое неприятное даже не в неожиданно открывшихся  долговых обязательствах, а в том, что 140 миллиардов из 255 миллиардов долларов общего долга могут быть предъявлены к оплате одномоментно, в течение ближайших года-двух, что в условиях фактической нарастающей экономической войны равносильно нанесению ядерного удара в войне классической. 140 миллиардов долларов эквивалентны примерно 10 триллионам рублей или 60 процентам всех доходов бюджета. И хотя в целом авторы исследования из РАНХиГС не сомневаются в устойчивости  долговой ситуации, ссылаясь на то, что международные резервы России более чем в три раза превосходят величину предстоящих в течение года платежей,  вряд ли «ястребы» из США упустят возможность навредить официально провозглашённому геополитическому противнику.

А способность Вашингтона управлять формально частными инвесторами через долларовый поводок в последнее время сомнению не подвергается. Именно это обстоятельство по оценкам экспертов РАНХиГС  обуславливает «высокую степень риска» существующей долговой нагрузки.

Но нет худа без добра: внезапно обнаружившиеся невеселые перспективы по выплатам вкупе с тем, что был отменён аукцион по размещению госдолга, а  российские ценные бумаги потеряли в стоимости 13-17 процентов с начала года, видимо, обусловили принципиальные изменения в политике заимствований.  Антон Силуанов, первый вице-премьер министр финансов РФ выступил достаточно жёстко, заявив что « Россия до конца года не будет выходить на внешний рынок заимствований, а в последующие годы Минфин будет тщательно оценивать конъюнктуру и не будет занимать на любых условиях».

А в целом, добавил Силуанов, «достаточный объём ликвидности в бюджете» позволяет обойтись без внешних заимствований вообще. Такое заявление может означать принципиальные изменения во внутренней экономической политике: отказ от монетаризма как основной концепции и переход к патерналистской модели управления экономикой по китайскому образцу  «с опорой на внутренние силы». Предпосылки для таких перемен достаточно благоприятны: уникальное сочетание роста нефтяных котировок и ослабления рубля под давлением политических рисков привели к тому, что профицит бюджета достигает 2,5 процентов ВВП! 

Если добавить примерно 50 триллионов рублей банковских депозитов физических лиц и остатков средств на счетах предприятий и организаций, то нетрудно сделать вывод: инвестиционных ресурсов в России сверхдостаточно и без привлечения внешних займов, за которые, к тому же, надо платить немалые суммы посредникам и зарубежным банкам-конкурентам. Другого пути России санкционная агрессия США и их союзников не оставляет.

2494

11.09.2018 16:40