Издание
Федерального Собрания
Российской Федерации

Таможенники закрывают «чёрные дыры»

Страны ЕАЭС уже полгода живут по единому Таможенному кодексу

Многосторонний автомобильный пункт пропуска «Армянск». Фото: ТАСС / Павлишак Алексей

Вот уже полгода страны ЕАЭС живут по единому Таможенному кодексу. Для наших «часовых экономики» коренное реформирование подкреплено активной реализацией программы развития отрасли, зачисткой внутренних проблем. Итоги полугодия убеждают: обе задачи решаются успешно. При росте внешнего товарооборота на 23 процента поступления в бюджет увеличились почти на 25 процентов по сравнению с первыми шестью месяцами 2017 года.

Сохранили традиции

Таможня по предназначению защищает и кормит всех нас. Почти 40 процентов доходов казны — её доля. Каждый таможенник вносит в неё более 100 миллионов рублей в год.

«Повышенное прогнозное задание на этот год — 4,8 триллиона рублей, - уточняет руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Булавин. - И оно будет выполнено».

Обнадёживающая уверенность. С начала года бюджет получил 2,6 триллиона рублей. Как когда-то говорили, служба достойно встретила свои знаменательные даты — 26 января, Международный день таможенника, и 29 мая, День ветеранов таможенной службы. Будет и третий, 25 октября - День таможен­ника. Даже перечень «красных дат» подсказывает, как непросто складывалась судьба ФТС, во многом определившая её сегодняшнее состояние.

Разберемся с праздниками. С первым всё ясно - Россия в 1983 году присоединилась к мировой таможенной организации. 29 мая - дата с подтекстом. В этот день в 1918 году вышел декрет Совета народных комиссаров «О разграничении прав центральной и местных советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Документ - свидетельство о рождении советской таможенной службы. День советского таможенника отмечали до 1995 года, хотя ещё 25 октября 1991 года по указу Бориса Ель­цина был создан Государственный таможенный комитет РСФСР. Позже реорганизован в Федеральную таможенную службу.

Из единой союзной системы вырвали главную её составляющую — фактически разрушили. Ничего не приобрела и Россия. Ей досталось всего 20 процентов общей инфраструктуры при 50 процентах объёма союзного экспорта. Страна оказалась в полной транспортной зависимости от соседей - бывших братских республик. 4 августа 1995 года Борис Ельцин своим указом объ­явил 25 октября Днем таможенника Российской Федерации. Официально дата приурочена к изданию именного царского указа Алексея Михайловича «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Документ лег в основу Торгового (сейчас его чаще называют таможенным) устава. Его направленность - борьба с местным произволом и коррупцией.

1722 проверочных мероприятий за первые три месяца 2018 года провели подразделения таможенного контроля после выпуска товаров. По результатам этой работы доначислено 4,6 млрд рублей таможенных платежей, пеней и штрафов, взыскано 2,3 млрд.
Безусловно, День российского таможенника необходим, а его непосредственная дата никакого значения не имеет. 10 июня 1999 года исполком Всероссийского Союза ветеранов таможенной службы учредил День ветеранов таможенной службы именно 29 мая. Цель — сохранить преемственность и традиции. Запросто вычеркнуть из памяти прошлое, заслуживающее уважения, не удалось.

От мытника до таможенника

Уточним, таможенное дело началось не сто лет назад — ему уже более тысячи лет. Называлось более по-славянски - «мытсбор». Оброк, пошлина в княжествах Древней Руси взимались с торговли, за провоз товаров через внутренние и внешние границы. Само слово, понятие, означающее сбор на гра­нице - «мыт», встречается уже в торговом договоре легендарного, поистине вещего князя Олега с Византией. Отсюда и «мытные деньги» - собранные на заставах, «мытник» - служивое лицо, собирающее их. Ряд учёных считает, что понятие «отмыть деньги» и «отмыть доходы» родом из семейства «мыт» и совсем не связан с какими-либо водными процедурами. Взяв пошлину, «мытник» ставил печать, подтверждая оплату, легитимность товара. Так и «грязные», нечестно добытые деньги нуждаются в «легитимации» своей чистоты и законности…

О таможенном деле как системе регулирования сборов на границе говорится уже в кодексе Ярослава Мудрого «Русская Правда». Позже, в период раздрая и междоусобиц на Руси, упоминалось о нём в новгородских летописях, в летописях вольного Пскова, других княжеств.

После начала татаро-монгольского нашествия славянское «мыт» вытеснилось тюркским «тамга» — печать, знак, символ. Тамга подтверждала ярлык на княжество (за него тоже платили немало), а затем и любые документы, выдаваемые властью. Отсюда и «таможить» - ставить печать, и «таможня» - место, где её ставят, и «таможенник» - тот, кто её ставит. «Мыт» был навсегда забыт, остался в летописях и документах прошлого.

Фото: facebook.com/customsrf

Таможней управлял таможенный голова и его помощники - целовальники. При вступлении в должность они целовали крест и приносили присягу служить верно, по чести и совести. Но искушение деньгами выдерживали далеко не все. При серьёзных злоупотреблениях, недоборе казны и головы, и целовальники приговаривались к битью кнутом, к каторге, а то и к смерти.

Экономические войны

Петр I начал формировать политику протекционизма. Суть её — льготы для товаров, которые не производятся в России, на сырье, нужное ей, и, наоборот, высокие пошлины на продукцию, которую способны делать сами, и вывозимое сырье. Эту политику закрепили императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II. После победной войны с Наполеоном, увлекшийся Европой войны с Наполеоном, увлекшийся Европой Александр I предпочел либеральный подход - практически были сняты запреты на импорт и экспорт. Либерализация незамедлительно ударила по отечественной промышленности и финансам. Пришлось срочно вводить охрани­тельные тарифы, запретить ввоз 300 товаров и вывоз 21. Запреты временно ослабили давление на отечественную промышленность. Но во второй половине XIX века Россия вернулась к либеральной доктрине, и тем же результатам - резко ухудшился платежный баланс страны.

При Александре III и его министре финансов Сергее Витте, убеждённом защитников отечественного производства, ставки на импорт вновь пошли вверх. Быстрое развитие капитализма в Европе изменило её отношение к России. Её рассматривали как поставщика сырья (лес, лен, пенька, зерно, мясо) и рынок сбыта для своей промышленной продукции. Общеевропейская политика была незамысловатой: купить подешевле, продать подороже, защищать свои интересы заградительными пошлинами. Россия ответила повышением ввозных тарифов, что возмутило «европейское сообщество». Германия, Бельгия, Австро-Венгрия объявили экономические санкции. Незамедлительно последовали ответные. Конфликт, в центре которого были Германия и Россия, — пример торговой таможенной войны, продолжавшейся более двух лет. Закончилась она взаимными уступками - снижением пошлин на 13-33 процента.

Договор — уникальный для того времени, поворотный в торговых отношениях документ. По его примеру и другие европейские страны стали заключать соглашения, пред­усматривающие взаимные льготы. Россия сохранила свою протекционистскую политику. Тарифы на импортные товары составляли в Германии - восемь, Италии - 10, Франции - восемь, США - 23, России - 30 процентов стоимости. Протекционизм обусловил быстрый рост поступлений в казну, приток зарубежных инвестиций в промышленность.

Сложилась единая и действенная система таможенных органов.

Первая мировая война, потеря западных губерний, либерализм, захлестнувший обе столицы, разрушили таможенную систему до основания. К осени 1917 года от неё ничего не осталось. Попытку возродить сорвала Гражданская война. Интервенция превратилась в разграбление захваченных территорий под флагом борьбы с большевизмом.

Фото: facebook.com/customsrf

С наступлением мира нищая страна взялась за возрождение таможенного дела, главной задачей которого стала борьба с контрабандой. На помощь пришла ВЧК. Таможенные кодексы 1922, 1924, 1928, 1930 годов сформировали правовую базу пересечения границ товарами. С небольшими поправками она действовала почти 60 лет — до принятия нового кодекса в 1988 го­ду - после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю на зарубежные рынки устремились десятки тысяч предприятий, кооперативов, организаций.

Начало интеграции

Таможенники, почти полвека очень скромно занимавшиеся регулированием централизованной внешнеэкономической деятельности, оказались буквально погребёнными под лавиной документов и товаров. К тому же по примеру России своими кусочками границы обзавелись все бывшие республики СССР, что усугубило всеобщий хаос. Ещё недавно единое экономическое и таможенное пространство рухнуло в одночасье. Пожалуй, только Белоруссия сумела быстро восстановить свой «кусочек» в дееспособную государственную структуру европейского уровня.

Федеральная таможенная служба это: 85 таможен, 552 таможенных поста в 11 часовых поясах. В них занято 58 тысяч человек. Внешнеторговый оборот за пять месяцев этого года превысил 273 миллиарда долларов — вырос на 23,3 процента. Доля экспорта в нем — 177,2 миллиарда долларов — на 27 процентов больше, чем за это же время в 2017 году.
Активно взялась за развитие таможенной службы и Россия, в основном выживавшая за счёт внешней торговли. По технологиям, методам администрирования, потенциалу она сумела намного превзойти свою советскую предшественницу. Но вместе с хаосом 90-х страну захлестнула контрабанда. Объяснялось это и корыстью «стражей границы», и неэффективностью управления экономикой. О потерях от нелегального товарооборота говорили и писали много, подлинный же их размер выявила межведомственная экспертная группа, созданная в 2016 году в Государственной Думе. В ее составе были депутаты, представители правительства, мини­стерств, Счётной Палаты, федеральных агентств и ведомств, учёные. Направления деятельности утвердили председатели Правительства и Государственной Думы.

Цель экспертов — проанализировать собираемость таможенных платежей в 2013 году. Это был ста­бильный докризисный и досанкционный год. Поэтому и объективно показательный. Анализировались документы Центробанка, Минфина, Минэкономики, МВФ, ВТО, таможенных служб стран-партнёров России. Исследовали экспорт восьми групп товаров. Использовался метод «зеркальной статистики» - сравнили статистику ФТС и стран ‑ импортёров. Первая неожиданность - из России вывезено на 81 миллион тонн товаров меньше, чем получено покупателями. Переведём тонны в доллары - по данным ФТС, стоимость экспорта на 109 миллиардов меньше, чем фактически за него заплачено. С этих средств не взяты та­моженная пошлина и НДС в размере около 20 миллиардов долларов. Их не получил федеральный бюджет.

В мутной воде, как известно, ловится большая рыба. По статистике ФТС её поставлено на 2,8 миллиарда долларов, по документам импортеров - на 4,25 миллиарда. Официальный экспорт пшеницы на Мадагаскар занижен в 13 раз, поставки нефтяного газа по цене в пять раз. Металлурги уменьшили экспорт на два миллиарда, поставщики минеральных удобрений — на 1,35 миллиарда долларов. Столь же беспрепятственно шёл и нелегальный импорт. Сахара ввезли на 590 миллионов долларов больше, чем задекларировано, одежды - на 2,8 миллиарда, электроники - на 587 миллионов, мебели на 990 миллионов долларов. Хватит, наверное, примеров.

При обсуждении закона «О ратификации договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» в ноябре 2017 года депутат Валерий Гартунг напомнил о работе межведомственной экспертной комиссии и ее выводах.

Фото: facebook.com/customsrf

«Эксперты установили «чёрную дыру» на таможне, поглотившую 40 миллиардов долларов. К сожалению, нам не представили правовые механизмы, которые закрыли или устранили ее, — отметил парламентарий. - И если мы сами не решили проблему, то теперь ее будет гораздо труднее снять на межнациональном уровне…»

«Сегодня в лучшую сторону изменения есть, — считает депутат, - но достаточны ли они? Проведена проверка Федеральной таможенной службы. Правительство укрепило её руководство. Сама служба переподчинена Министерству финансов - у них много общего в деятельности. Приняты несколько поправок в законы. Разрабатывается новый Тамо­женный кодекс, в котором, как надеемся, будут учтены рекомендации комиссии. В частности, одни и те же товары у нас попадают под различные коды. Это позволяет завозить их под разными кодами номенклатуры, выбирая минимальные ставки платежей. Кроме этого, нередко места ввоза товара и его декларирования разделены. Из-за большой удалён­ности границ информация не всегда передаётся оперативно. Появляется возможность заменить документы».

Но, безусловно, позитивным моментом, считает депутат, является ратификация закона о Таможенном кодексе ЕАЭС. После многих лет дезинтеграции советского пространства началась реальная интеграция пяти государств и её необходимо развивать.

1643

20.08.2018 14:45

Главное

Интересное за неделю