Теракт в «Крокус Сити Холле»

10:53Гражданин Белоруссии погиб в результате теракта в «Крокусе»

10:32Число пострадавших при теракте в «Крокусе» выросло до 382

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

Московское метро в 1935-м выглядело совсем по-другому

Как станции первой очереди изменились за 84 года

15.05.2019 01:12

Автор: Дмитрий Гончарук

Первые 13 станций метрополитена открылись в Москве 15 мая 1935 года. Сейчас это участки «красной» Сокольнической и «голубой» Филёвской линии. Поначалу движение было вилочным: 84 года назад можно было прокатиться от «Сокольников» до «Парка Культуры», а некоторые поезда после «Охотного Ряда» уходили по Арбатскому радиусу в сторону «Смоленской».

Сейчас все станции первой очереди признаны памятниками архитектуры регионального значения. К сожалению, далеко не всё из их облика на момент открытия дошло до наших дней. Больше других изменилась «Лубянка», открытая как «Дзержинская». Рационалист Николай Ладовский спроектировал её без центрального зала из-за крайне сложных геологических условий. А два путевых зала представляли собой две «трубы». При реконструкции в 1970-х, когда сооружалась пересадка на «Кузнецкий мост», архитекторам Нине Алёшиной и Александру Стрелкову пришлось сильно изменить внешний вид станции. На память о первоначальном оставили только небольшой участок в западном торце.

От «Дзержинской» 1935 года на нынешней «Лубянке» осталось очень мало

Если какие-то изменения только пошли на пользу, например, асфальтовые полы заменяли на гранитные, то другие существенно исказили оформление. Путевые стены некоторых станций вместо керамической плитки облицевали мрамором. Очень быстро исчезли эффектные люстры, торшеры и бра в стилистике ар-деко, которые заменили на трубки люминесцентных ламп.

Торшеры в центральном зале «Охотного Ряда» убрали из-за строительства пересадки

Наибольшие утраты касаются наземных вестибюлей, из 15 были заменены или исчезли семь. Сразу двух павильонов лишилась «Смоленская»: один из них находился посреди проезжей части Садового кольца и был снесён уже в 1937-м, а второй в 1958 году заменили выходом в «доме с башенкой» Ивана Жолтовского.

Вестибюль «Смоленской» выходил к Смоленскому рынку, а из-за реконструкции Садового кольца оказался посреди проезжей части

На «Комсомольской» вестибюль между Ленинградским и Ярославским вокзалами, который спроектировали Алексей Рухлядев и Владимир Кринский, в 1952 году при постройке станции Кольцевой линии поменяли на куда более помпезный авторства Алексея Щусева. По аналогичной причине не уцелел павильон «Парка Культуры» Георгия Крутикова и Валентина Попова.

интерьер Вестибюля «Смоленской»

А вот спроектированный Петром Файдышем общий павильон «Улицы Коминтерна» («Александровский сад») и «Библиотеки имени Ленина» изначально был временным, на его месте сейчас находится подземный распределительный зал. Западный павильон «Библиотеки имени Ленина», возведённый по проекту Самуила Кравеца и Александра Соколова, снесли в 1980-е для того, чтобы встроить выход «Боровицкой». Новый повторяет его только в общих чертах.

Интерьер вестибюля «Комсомольской» оформляли художники Владимир Фаворский и Александр Иванов

Интерьер вестибюля «Комсомольской» оформляли художники Владимир Фаворский и Александр Иванов

Последняя утрата — встроенный в гостиницу «Москва» вестибюль «Охотного Ряда», который снесли в 2004 году. Его место в здании-новоделе занимает ювелирный магазин. Торшеры в центральном зале этой станции демонтировали ещё в 1940-е из-за строительства перехода, а 11 лет назад переоблицевали путевые стены мрамором, оставив небольшой участок бежевой глазурованной плитки.

Хорошо было бы восстановить утраченные элементы оформления там, где это ещё возможно, считает краевед, автор книги «Сталинское метро» Александр Зиновьев.

«Например, осветительную арматуру на станциях «Красносельская», «Партизанская» и «Автозаводская». На «Красносельской» были целые элементы осветительной конструкции над лестницами, а на «Партизанской» вокруг большой люстры в торце станции была орнаментальная роспись!» — пояснил эксперт.

Первый павильон «Парка Культуры» снесли в 1949 году

Первый павильон «Парка Культуры» снесли в 1949 году

В последние годы старейшие павильоны метро стараются реставрировать, но качество этих работ вызывает вопросы у экспертов.

«То, что сделано на „Кропоткинской“ и »Красных Воротах», не выдерживает критики, это ремонт разной степени качества, а не научная реставрация, которая должна проводиться в отношении памятников архитектуры. А на «Сокольниках» сначала хорошо расчистили, а затем испортили уникальные барельефы Петра Митковицера», — сказала «Парламентской газете» историк архитектуры, специалист по охране культурного наследия Наталья Душкина.

По её мнению, многие станции московского метро должны иметь статус объектов культурного наследия федерального значения, а ансамбли 1930-50-х годов достойны того, чтобы их включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В конце апреля стало известно, что на Русаковской улице появится памятный знак первым метростроевцам. Его установку одобрила Мосгордума.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 16700