Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Детские книги - государству вериги?

Год Литературы

26.02.2015 20:06

Легендарные издательства «Детгиз» и «Детская литература» собираются приватизировать

Год литературы, едва начавшись, преподнёс сюрприз читателям и писателям: два старейших детских издательства страны - петербургский «Детгиз» и московская «Детская литература» - будут преобразованы. Росимущество включило их в программу приватизации на 2015-2016 годы.

Переход к коммерции

— Мы уже в курсе, - вздохнула главный редактор «Детской литературы» Ирина Котунова. - Как настроение? А вы как думаете? Конечно, волнуемся! Мы пытались дёргаться, решить проблему, обращались на самый верх. Нас из программы то убирали, то опять включали. Мы вновь просили вывести нас из списка, но этого не произошло.

Волнение понятно: переход в частные руки означает, что издательства займутся чистой коммерцией, а значит, полностью изменят своё лицо.

- Кто-то нас купит, вложит деньги, и ему надо будет их «отбить», - пояснила Ирина Котунова. - А издательское дело сложное. К тому же мы стараемся делать настоящий культурный продукт - книгу, нужную для ребёнка, воспитывающую его вкус, грамотность, нравственность. На этом много денег не сделаешь.

Разные цели

Практически все ныне здравствующие детские писатели и художники-иллюстраторы уже встали на защиту издательств: пишут письма, обращения, требования, воззвания. Некоторые горячие головы готовы даже выйти на митинг.

Но в Росимуществе разводят руками: есть президентский Указ «О долгосрочной государственной экономической политике», который предписывает Правительству России до 2016 года вывести казённые капиталы из всех компаний, не относящихся к «сырьевому сектору». Исключение составляют лишь естественные монополии и оборонные предприятия. А детские издательства к ним не относятся. Так что деваться некуда. Правда, есть небольшая надежда, что ничего плохого не случится: чиновники сообщили, что разработают «дорожную карту приватизации», которая и решение Правительства позволит выполнить, и не приведёт к негативным последствиям для издательств. Причём разрабатывать её они собираются вместе с руководством «Детгиза» и «Детской литературы».

- Задача любого коммерческого предприятия - получение прибыли, - сомневается генеральный директор «Детгиза» Алла Насонова. - Но когда создавали «Детгиз», было записано, что наша цель - публикация детской литературы, развитие культуры чтения. Про прибыль - ни слова. И кто тогда будет искать новых авторов, как это делаем мы сейчас? Кто станет заботиться о хорошей подготовке книг, о качественных иллюстрациях? Ведь это очень дорогое удовольствие.

Кстати, оба издательства не убыточные. Они работают пусть и с мизерной, но прибылью. «Детгиз» в прошлом году заработал 250 тысяч рублей, из которых 72 тысячи добросовестно перечислил в бюджет.

- Это немного, - согласилась Алла Насонова. - Но мы сами себя обеспечиваем, платим гонорары писателям, художникам, зарплату сотрудникам, хоть и небольшую, около 20 тысяч. Главное - мы не просим денег у государства и даже сколько-то ему приносим.

- При этом мы работаем в тех же рыночных условиях, что и коммерческие издательства, - добавила Ирина Котунова. - У нас нет никаких преференций, госзаказов.

Цена бренда

Когда-то оба издательства были единой организацией, которая носила имя «Детгиз» - в 1933 году её создали по инициативе Максима Горького, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Аркадия Гайдара и других писателей. В 1963 году издательство переименовали в «Детскую литературу», а в 1991-м оно разделилось на два: московское отделение сохранило существовавшее имя, а питерское вернуло себе историческое.

Собственности, которая заинтересовала бы инвестора, у них негусто: помещения у обеих арендованные. У «Детской литературы», правда, с советских времён остались склады для книг. У «Детгиза» нет и этого: роскошное здание на набережной Кутузова, в котором издательство располагалось с 1949 года, погорело в 1995-м. Многие специалисты пришли к выводу, что это был поджог. Сгорели Дом детской книги, где литераторы занимались с ребятами, и ценнейшая библиотека, одна из лучших в мире. «Детгизу» временно, пока не сделают ремонт, выделили помещения на Фонтанке. Там издательство и живёт до сих пор - особняк на Неве так и стоит заколоченный.

- У нас ничего нет, - пожала плечами Алла Насонова. - Только товарные запасы, то есть книги, и доброе имя. Теперь это называется брендом.

Сколько инвестор захочет заплатить за этот бренд, пока не знает никто. Правительство поручило это выяснить Российскому аукционному дому, который должен провести экспертизы и составить представление об объекте инвестирования. Потом - оценка и торги. Кстати, «Детскую литературу» один раз на торги уже выставляли, но покупателя, готового сохранить издательство, не нашлось.

Рисковать некому

На первый взгляд, если «Детгиз» и «Детская литература» исчезнут, трагедии не будет: в стране достаточно много частных издательств, и некоторые даже выпускают линейку детских книг.

- Но они, как правило, делают «верняк» - Андерсен, Носов, Маршак. То, что точно продадут, - сказала Алла Насонова. - Эксперименты, поиск нового - для этого существуем мы. И только потом, когда это уже нами опробовано, когда наши книги раскупили, это перенимают частники. Например, мы выпустили книгу о нашем легендарном художнике Юрии Васнецове - оказалось, его никто не помнит. Это был риск, но мы издали. И продалось! Теперь Васнецова все издают.

«Детгиз» и «Детская литература» неизменно берут все призы за лучшие детские книги на всех российских и многих международных выставках и ярмарках. И других претендентов близко нет.

- Нам не с кем соревноваться! - опечалена Алла Насонова. - Качество книг удручает. Создать художественное произведение и заработать деньги - это разные цели! А это по силам лишь издательству, независимому от частного владельца.

Программа-максимум

Казалось бы, литература - это искусство, а искусство - это культура. И значит, ведать книгами должно Минкультуры. Но ими занимается другое министерство - связи.

- Нет, у нас нет к Минкомсвязи претензий, там нас прекрасно понимают и поддерживают, - воскликнула Алла Насонова. - Но если бы мы были учреждением культуры, то нас бы это, возможно, спасло от приватизации. Не приватизируют же Эрмитаж, хотя он тоже «несырьевой сектор».

Программа-минимум у издателей детских книг проста: чтобы их навсегда исключили из списков приватизации и оставили в покое. Но есть и программа-максимум.

- Вот бы создать Институт детской литературы! - размечталась Алла Насонова. - Чтобы в него входили оба наших издательства, музей детской книги, дом пропаганды чтения, научная составляющая. Разумеется, под эгидой государства.

Реализация этой масштабной идеи невозможна без изменения законодательства. Поэтому «Парламентская газета» обратилась к первому заместителю председателя Комитета Госдумы по культуре Елене Драпеко.

- Мы готовы разбираться с судьбой «Детгиза» и «Детской литературы», - ответила депутат. - Пусть эти издательства, писатели, художники нам напишут, изложат свои предложения, тревоги - мы соберём совещание с участием министерства, всех заинтересованных сторон и будем искать варианты.

«Парламентская газета» просит считать эту публикацию официальным запросом в Федеральное Собрание и Правительство России. Надеемся, что настоящее и будущее детской литературы никого не оставит равнодушным.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1362