Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Лётчики особого назначения Ржевско-Вяземская операция

70 лет победы: Документальная повесть

25.09.2014 17:48

В декабре 1941 года в ходе контрнаступления войска группы армий «Центр» были остановлены и отброшены к западу от Москвы. В линии фронта в районе Ржева и Вязьмы образовался выступ, глубоко уходящий в расположение советских войск. На этом направлении противник создал укреплённый стратегический плацдарм с многокилометровой полосой обороны. Командование вермахта называло его «пистолетом, приставленным к сердцу России — Москве».

В начале января 1942 года армии Западного и Калининского фронтов под командованием генералов Белова, Ефремова и Швецова, в ходе боевых действий вбившие клинья глубоко в оборону противника, оказались во вражеском тылу, отрезанные от основных сил. Связь с ними была возможна только по воздуху. Для оказания помощи нашим соединениям была задействована Московская авиагруппа особого назначения. По заданию Верховного командования лётчики начали полёты к действующим в окружении войскам, доставляя десантное подкрепление, вооружение и продовольствие.

Первые групповые вылёты для переброски 4-го воздушно-десантного корпуса в район Вязьмы в помощь 1-му гвардейскому кавалерийскому корпусу генерал-майора Белова закончились неудачно. 28 января, осуществив выброску десанта — 700 парашютистов в районе Издешково, — самолёты при заходе на посадку аэродрома Перемышль под Калугой были атакованы. Две машины были сбиты. На следующий день восемнадцать «юнкерсов» нанесли бомбовый удар по аэродрому, но самолёты уже успели перебазироваться. От тактики групповых полётов пришлось отказаться, начали летать ночью поодиночке.

Из доклада командира группы особого назначения майора Владимира Короткова в июле 1942 года: «В 1942-м нам пришлось срочно перестроиться на ночную работу. Поначалу дневные навыки перенесли на полёты ночью. Начали летать через фронт врага на бреющем полёте. Это была ошибка, мы понесли большие потери от малокалиберной артиллерии и пулемётного огня. Установили высоту полёта над линией фронта, которая бы обеспечила вывод самолёта из-под обстрела. Начали пользоваться радионавигацией и точным штурманским расчётом. Это снизило потери».

При пролёте линии фронта и дальше по маршруту, где в опорных пунктах Вязьме, Гжатске, Юхнове, Ржеве были расположены мощные средства противовоздушной обороны, лётчиков ослепляли прожектора, встречал зенитный и пулемётный огонь, атаковали истребители.

Маршрут полёта прокладывали над безлюдными участками — лесами и болотами. Линию фронта пересекали на высоте 3000-3500 м.

Измотанные боями, бесконечными маршами по бездорожью, окружённые части несли большие потери. Несмотря на сорокаградусные морозы, костры не разжигали, чтобы не обнаружить себя. Продовольствие и боеприпасы были на исходе. В ход шло оружие, остававшееся в лесах после осенних боев.

Расположение войск постоянно менялось. Для определения с воздуха точки выброса парашютного десанта или груза в районе цели выкладывали условленные комбинации костров, которые на каждый день устанавливал штаб фронта. Противник устраивал ловушки, выкладывая ложные световые сигналы, поэтому самолёту с земли давали дополнительный парольный сигнал.

При продолжительности рейса около 2,5 часа лётчики совершали 3-4 вылета за ночь, находясь в воздухе по 10-11 часов.

33-я армия вместе со своим командующим генерал-лейтенантом Ефремовым почти полностью погибла в апреле 1942 года под Вязьмой. Объединённой группе десантных и кавалерийских войск под командованием генерал-майора Белова удалось прорвать кольцо окружения и в июне выйти на соединение с основными частями.

К этому времени серьёзно обострилось положение на Северо-Кавказском фронте, в районе Севастополя.

Из приказа войскам Западного фронта. 8 июля 1942 года

Авиагруппа особого назначения в период с 01.01.42 по 20.06.42 выполняла специальные задания Военного совета Западного фронта. Произведено 2637 успешно выполненных ночных боевых вылетов, из них 218 с посадкой в тылу противника; общий налёт — 9738 часов. Вывезено из тыла противника 2953 раненых. Посадка самолётов в тылу противника происходила на ограниченных и неприспособленных площадках. Посадочные площадки подвергались артиллерийскому обстрелу и воздействию бомбардировочной авиации противника. Полностью используя запас тёмного времени, самолёты авиагруппы совершали зимой до 4 боевых вылетов в ночь.

Личный состав авиагруппы при выполнении заданий Военного совета Западного фронта проявил высокое лётное мастерство, мужество и героизм.

Командующий войсками Западного фронта генерал армии Жуков

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1218