Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Турист становится невыездным

Полный крах

11.09.2014 19:18

Недобросовестным операторам грозят тюремным сроком, а добросовестным — новыми правилами игры

Приостановки деятельности турфирм переполнили чашу терпения Минкультуры, которое и курирует «приболевшую» отрасль. Чтобы стабилизировать ситуацию, в ведомстве оперативно разработали законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ». С учётом последних реалий и более сотни тысяч пострадавших документ получился достаточно жёстким, и не со всеми его пунктами готовы согласиться в отечественной туриндустрии.

Десять лет без права переписки

Предложение кратно повысить операторам величину взносов в фонд «Турпомощи» (со 100 тысяч рублей до 300-500 тысяч) категорически не понравилось представителям отраслевых объединений. Дополнительное финансовое бремя, по их мнению, разорит многих честных операторов.

Не встретила понимания и инициатива по внесению в Уголовный кодекс статьи за мошенничество в сфере туризма, за которое предполагается сажать виновных на десять лет.

- Избирательное отношение к турбизнесу труднообъяснимо, — пояснила «Парламентской газете» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. — Почему в таком случае его нет для тех, кто обманывает дольщиков? Там ущерб намного серьёзнее, чем испорченный отдых в Греции.

Однако для десятков тысяч россиян, вынужденных вместо отдыха на пляже простаивать в огромных очередях в страховую в надежде вернуть рубль из ста, эта жёсткая мера стала бы хоть каким-то утешением.

Рисками надо делиться

Кстати, несколько лет назад «кинутым» туристам вообще ничего не возвращали. После ряда турскандалов весной 2012 года в Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» так же экстренно были внесены поправки. Компании обязали раскрывать финансовые показатели, а страховщиков — рассчитывать размер гарантии на основании данных о выручке. Дополнительно был создан меж­отраслевой фонд «Турпомощи», предназначавшийся для экстренного вывоза туристов из-за рубежа в случае форс-мажора.

Но система дала сбой, так как оказалась недостаточно продуманной. Ничто не мешало оператору подать страховщику заниженные сведения о доходе и застраховать свою ответственность только на десять процентов от реально полученных средств за путёвки. В случае банкротства оператора туристы могли рассчитывать на возврат только этих десяти процентов. К примеру, у безвременно ушедшей фирмы «Нева» объём выручки составлял 3,6 миллиарда рублей, а размер финансовой гарантии — 454 миллиона.

Понятно, что в таких непрозрачных условиях страховщики отказываются работать с туроператорами, так как не в состоянии ни по отдельности, ни страховым пулом, ни даже всем страховым рынком страны брать на себя риски стопроцентного возврата средств клиентам обанкротившихся фирм. Выходом из этого «кризиса доверия» может стать только жёсткий конт­роль операторов. Желание передать Ростуризму функции регулятора, с которыми сейчас не очень эффективно справляется Роспотребнадзор, пожалуй, единственное предложение Минкультуры, которое не вызвало ропота у участников рынка. Остальные пункты законопроекта (см. таблицу) стороны готовы обсуждать.

Дожить до рассвета

По прогнозам АТОР, ещё до внесения каких-то дополнительных регулирующих правил из-за оттока напуганных клиентов число «реестровых» операторов уменьшится на 35 процентов, они уйдут из бизнеса. А после вступления в силу поправок, повышающих страховые взносы, ещё какая-то часть операторов будет вынуждена уйти. Особенно тяжело будет региональным компаниям.

Однако в Ростуризме в череде банкротств усматривают надежду на выздоровление отрасли. Как рассказала «Парламентской газете» руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова, сейчас в этом бизнесе слишком большая конкуренция и клиентов на всех не хватает.

Чтобы выстоять, некоторые операторы начинают демпинговать, продавать турпродукт дешевле себестоимости. А это прямой путь к краху. Поэтому ревизия участников рынка станет спасительной зачисткой.

мнение

Валерий Рязанский

председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике:

- Вопрос о необходимости наведения порядка в сфере выездного туризма возвращается на круги своя. Два года назад, после скандального ухода с рынка «Ланты-тур», наш комитет обратился к Правительству с рядом срочных мер, направленных на защиту российских туристов. Но тогда посчитали, что вмешиваться в дела отрасли нецелесообразно — рынок сам всё отрегулирует. Единственное, чего удалось добиться, — создание фонда «Турпомощи».

Повышение ответственности операторов, их лицензирование, персональные формы страхования и многое другое из того, что сейчас перечисляют, мы уже предлагали. Нас не услышали. В результате люди опять страдают от нечистоплотных тур­операторов. В том, что сегодня творится в отрасли, должны разбираться Следственный комитет, правоохранительные органы, много работы здесь и для законодательной власти. Функции регулятора необходимо передать государству. Нельзя отдавать всё на откуп рынку.

о том, какие проблемы были у отдыхающих этим летом в Крыму, — стр. 22

С форума обманутых туристов

«Клиент после инсульта купил тур в Китай. Я боюсь, что у него завтра новый инсульт случится. Что делать? Страшно завтра на работу идти. Где правительство???» - Флёра

«Может, кто-нибудь подскажет, есть шанс забрать сегодня паспорта туристов в офисе «ЮК»?» - Антон

«Поделитесь, пожалуйста, списком, кто будет следующий. Спасибо!» -Алла

 

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 638