Теракт в «Крокус Сити Холле»

18:51СКР: Исполнителей теракта в «Крокусе» координировали через мессенджер

17:30Суд арестовал девятого фигуранта в деле о теракте в «Крокусе»

16:24Следствие попросило арестовать девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

С заботой о миллиардерах

Наша тема | В пользу бедных

24.07.2014 17:38

Ставка подоходного налога может вырасти до 15 процентов. Для всех

Нас давным-давно отучили верить обещаниям. Ещё 34 года назад советский народ, как обещал Хрущёв, должен был начать вкушать плоды в райском саду коммунизма. Потом ещё один не менее рьяный реформатор Горбачёв с той же лёгкостью объявил, что к 2000 году каждая семья будет жить в отдельной квартире или доме. Можно продолжить, но, как справедливо заметил герой фильма «Доживём до понедельника», что же враньё-то пересказывать?

Обещать - не значит жениться

На фоне вышеупомянутых грандиозных посулов прошлогоднее обещание министра финансов Антона Силуанова не увеличивать налоговую нагрузку на физ- и юрлиц выглядело в высшей степени выполнимым. Делать-то ведь ничего не надо. Как раз наоборот. Средства массовой информации упоённо цитировали министра: «Основная задача для инвесторов - показать, что налоговая политика будет стабильна на протяжении среднесрочной перспективы. По крайней мере до 2018 года».

Либо министр несколько сумбурно излагал свои мысли, либо это результат всяческих перепостов. Едва ли Минфин собирался ставить задачу для инвесторов. Скорее всё-таки для себя. О «протяжении перспективы» говорить и вовсе не станем. Суть ведь не в этом. Суть в том, что налоги до 2018 года обещали не трогать.

Однако, как любил говорить Черномырдин, обещать - не значит жениться. Вот и Минфин, судя по всему, решил взять на вооружение эту замечательную формулу и отправить своё обещание в архив. Пока, правда, ничего конкретного не произошло, но намерений хоть отбавляй.

О налоге на недвижимость, которого мало не покажется, и о налоге с продаж, от которого Правительство, по слухам, в который раз отказалось, мы писали. Но список намерений Минфина куда шире.

Приподнятая плоскость

Когда стало известно, что нововведения могут коснуться налога на доходы физических лиц (НДФЛ), дыхание почти перехватило. Неужели свершилось? То есть может свершиться. То есть будет наконец введена прогрессивная шкала, и Россия станет отличаться от Албании и Нормандских островов, где эта самая шкала, как и у нас, совершенно плоская.

Однако чем выше ожидания, тем глубже разочарование. Как выяснилось, с прогрессивной шкалой у нас по-прежнему никакого прогресса. Минфин намерен приподнять всю «плоскость», повысив основную ставку НДФЛ с 13 до 15 процентов. Для всех: и для слесаря, и для миллиардера.

Такая трогательная забота о миллиардерах даёт свои плоды. Не так давно один из нуворишей в каком-то очередном ток-шоу едва не рвал на груди эксклюзивную рубаху, возмущаясь тем, что его гигантский вклад в казну смеют недооценивать. Ведь он отдаёт 13 процентов не с каких-то жалких тысяч тридцати, а с о-го-го каких денег. А вы, типа неблагодарные, чем-то ещё недовольны!

И ведь возмущение его было вполне искренним. Как и уверенность в том, что он благодетель из благодетелей. Однако в странах, которые у нас принято называть цивилизованными, подобное выступление сочли бы дикостью. Впрочем, там оно просто невозможно.

Пожалуй, правда, французские 75 процентов налога для граждан, зарабатывающих более миллиона евро в год, всё-таки перебор. Не зря это спровоцировало настоящий исход из страны состоятельных людей. Самый знаменитый «налоговый беглец» Жерар Депардье выбрал наш фискальный рай.

Шкала по-французски

Ну да, перебор. Но в целом-то система вполне разумна. Годовые доходы до 5963 евро (около 280 тысяч рублей в год или, как нам понятнее, приблизительно 23 тысячи рублей в месяц) налогом не облагаются вовсе. С вдвое больших доходов французы платят по ставке всего лишь 5,5 процента. И только следующее удвоение суммы влечёт за собой 14-процентный налог. А 30 процентов берут с годового дохода от 26 421 до 70 830 евро (по-нашему, от 103 тысяч до 2 миллионов 770 тысяч рублей в месяц). Ну а 41 и 45 процентов французы отдают с весьма крупных сумм.

Единственное, что представляется сомнительным, так это порог в 103 тысячи в месяц в пересчёте на рубли для начала взимания 30-процентного налога. Кстати, у нас звучали предложения брать 25-30 процентов начиная с месячного заработка тысяч в 50. Иначе как намеренной профанацией идеи прогрессивной системы налогообложения и даже провокацией это назвать нельзя. А если бы прогрессивная шкала была плоха по своей сути, то с какой стати практически весь мир принял её? Это замечательный способ изъятия сверхдоходов и возвращения их обществу.

Наши противники прогрессивной шкалы выдвигают два основных и совершенно убийственных, с их точки зрения, аргумента. Первый: по увеличенной ставке толстосумы налоги вовсе платить перестанут, уйдут в тень, в конверты и куда-нибудь ещё. Но для того, наверное, и существует правоохранительная система, чтобы вытащить их из тени, из конвертов и откуда-нибудь ещё. В любой нормальной стране налоговые преступления - одни из самых тяжких. В Штатах в серьёзном случае можно и два пожизненных срока схлопотать. Над подобной несуразицей, конечно, хочется посмеяться, но вот тому, кто такое наказание получает, уж точно не до смеха.

Ли Якокка отсутствует

У нас же экономические преступления - что-то вроде детских шалостей. Ну украл. Ну вернул в каком-то там кратном размере, ведь если украл много, то это не проблема. Не обо всех же шалостях становится известно. И продолжай себе воровать с чистой совестью и удвоенной энергией, латай прореху в семейном бюджете. Искупил ведь и никого не убил. За что сажать-то?

Это ложь. Кто бывает на новых кладбищах, видит, как быстро они разрастаются. Это множатся ряды убитых ворами, казнокрадами, взяточниками и прочими «шалунами». Это из-за них не построены, не отремонтированы, не оснащены современным оборудованием поликлиники и больницы, из-за них вконец разбитая скорая часами ползёт по бездорожью, добираясь до больного, когда тот уже ни в какой помощи не нуждается.

Вор должен сидеть в тюрьме. Глеб Жеглов сказал.

Теперь о втором «убийственном» аргументе против отказа от плоской шкалы: при «прогрессивке» топ-менеджеры, которым придётся расстаться с частью их баснословных заработков, лишатся мотивации к плодотворному труду на благо РФ. Для начала хотелось бы увидеть таких великих топ-менеджеров и то благо, которое они принесли РФ. Где доморощенный или заезжий Ли Якокка, способный вытащить нашу экономику из провала, как тот, настоящий, вытащил «Крайслер»? Ау! Не откликается. К тому же за границей топ-менеджеры исправно платят те налоги, которые обязаны платить. И мотивацию не теряют.

В общем, поезжайте в Новую Зеландию, и всё. Там очень прогрессивная шкала. И полная социальная гармония.

Подати Российской империи

Прообразом налога на доходы физических лиц можно назвать подушную подать. Она появилась в царствование Петра I. Обложению подлежало всё население, кроме дворян и духовенства, если его представители занимали какие-либо должности или проживали в монастыре.

Объектом подземельного налога (тоже был введён Петром I) являлась земля, а точнее, доход, полученный от её использования. К имущественным сборам относился и налог на доходы с денежных капиталов. Взыскание его производилось с лиц, не ведущих самостоятельной предпринимательской деятельности, а получавших ренту от вкладов в банковские учреждения или ценные бумаги. Этот налог был установлен в размере пяти процентов от полученных доходов.

Огромную роль в системе налогообложения играли и косвенные налоги, к которым относились акцизы. Их ещё называли налогами на потребление. Облагалось производство спиртных напитков, дрожжей, табачных изделий, сахара, осветительных приборов, спичек. С 1872 по 1877 год существовал акциз на добычу и реализацию нефти. После его отмены нефтяная промышленность получила широкое развитие, и цены на нефть упали.

Неотъемлемой частью налоговой системы являлись земские повинности. Они разделялись на денежные и натуральные, которые представляли собой безвозмездные работы в пользу определённой территории. Сверх в доход казны земства поступали: трактирный сбор, судебная пошлина, взимаемая за рассмотрение дел мировыми судьями, и воинская повинность.

Но самый интересный сбор - это пошлина на ношение бороды, которая была введена в 1698 году. Всего устанавливалось четыре разряда пошлины. Максимальная ставка составляла 600 рублей в год, минимальная - 30. Каждый, уплативший пошлину, получал бородовой знак. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». С 1715 года действовала единая пошлина - 50 рублей с человека в год. Отменена она была в 1772 году.

мнения

Евгений Фёдоров, член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам:

- Разрабатываемые предложения вызваны прямым приказом МВФ увеличить выкуп долларов и евро на валютной бирже. В связи с этим Центральный банк и Правительство вводят бюджетное правило, которое требует переброски двадцати процентов бюджета на выкуп иностранной валюты. К этому и относится ужесточение налоговых сборов, поскольку введение бюджетного правила означает нехватку средств в казне. И для того чтобы покрыть эти расходы, опять же по команде МВФ, планируется значительное повышение налогов. Я считаю, что это в корне неправильная политика. Надо менять принципы устройства Российской Федерации с развивающихся на развитые. А это означает введение низких процентных ставок и создание системы поддержки национальными банками отечественной экономики за счёт соответствующих нормативов. Например, отказа от международных рискованных валютных резервов. У таких стран, как Германия и США, их нет и они не испытывают какой-либо необходимости в этом. Наличие таких резервов — это признак недоразвитости страны. Нам нужно стремиться к нулевой инфляции и формированию национального бизнеса, которого в России как института нет, он практически весь иностранный. Другими словами, надо держать курс на деофшоризацию.

Олег Казаковцев, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

- В принципе налог с продаж существует во всём мире и идёт на пополнение региональных бюджетов. Что касается его администрирования, то технически это вполне осуществимо. Правда, он не должен вводиться как дополнение к фискальной нагрузке. Только при условии уменьшения налога на добавленную стоимость, чтобы предприятиям было легче. Относительно налога на доход физических лиц я могу сказать, что правильно всё-таки было бы не повышать его в ближайшем будущем. Сперва нужно разобраться с налогом имущественным. Нам обещали, что с 2014 года мы будем его платить с кадастровой стоимости объектов недвижимости, но работа по их оценке не проведена. Прежде чем вносить новые изменения в законодательство, нужно довести до конца то, что было начато. Для того чтобы уменьшить социальное неравенство, можно ввести прогрессивный налог, но пока людям непонятно, как пройдёт реформа с налогом на недвижимость. Вопрос в том, сколько мы потеряем от возможных изменений? По моим оценкам, сегодня достаточно много и того НДФЛ, который можно собрать в теории. Однако люди просто его не платят. Так что с введением прогрессивной шкалы налогообложения не стоит спешить. 

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 763