Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Справедливое правосудие требует доказательств

29.07.2015 12:14

Вечером 29 июля Россия наложила вето на резолюцию Совета Безопасности ООН по созданию международного трибунала по трагедии, произошедшей в воздушном пространстве Украины 17 июля 2014 г., когда был сбит гражданский самолет авиакомпании «Малайзийские авиалинии», следовавший рейсом МН 17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), а находившиеся на борту 283 пассажира и 15 членов экипажа погибли. Расследование инцидента ведут нидерландские специалисты, официальные результаты ожидаются в октябре 2015 г.

24 июля главы МИД Австралии, Нидерландов, Украины, Малайзии и Бельгии опубликовали в газете «Файнэншл Таймс» открытое письмо, в котором призвали мировое сообщество к обеспечению справедливого расследования крушения малайзийского «Боинга» в небе над востоком Украины, и попросили СБ ООН создать международный трибунал для привлечения к ответственности виновных. По мнению авторов, трибунал сможет обеспечить высший уровень прозрачности расследования, непредвзятость и ответственное отношение всех сторон, что крайне важно для семей всех жертв крушения MH17. Создание международного трибунала активно поддерживают и власти Украины, демонстративно игнорирующие данные о том, что самолёт был сбит вполне конкретным украинским лётчиком. Очевидно, что указанная тема взята на вооружение западными странами в информационном противостоянии с Россией.

В связи с этим возникают вопросы, требующие беспристрастных и профессиональных ответов: 1) Какими правилами следует руководствоваться в случае подобных трагических инцидентов? 2) Какие правомерные шаги следует предпринимать государству, в воздушном пространстве которого происходит подобный инцидент с гражданским самолетом другого государства, на борту которого находятся граждане третьих государств? 3) Какое отношение к этому инциденту может иметь Россия, которую власти Нидерландов и их союзники хотят «принудить» к сотрудничеству под страхом учреждения международного трибунала?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо напомнить некоторые факты. Трагический инцидент произошёл в воздушном пространстве Украины. Упоминание в западных СМИ района Донбасса ничего не меняет — ответственность за всё происходящее в любой части воздушного пространства страны полностью ложится на её власти. «Боинг 777», следовавший рейсом МН 17, принадлежал авиакомпании «Малайзийские авиалинии» и совершал регулярный полёт по установленной международной воздушной трассе. Большая часть погибших пассажиров были гражданами Нидерландов. С точки зрения международного права трагический инцидент затронул интересы Украины, в воздушном пространстве которого произошла трагедия, Малайзии, где зарегистрирована авиакомпания, Нидерландов и других государств, граждане которых погибли, но не касается России. 

В подобных ситуациях следует руководствоваться правилами Конвенции о международной гражданской авиации, которая была принята 7 декабря 1944 г. в Чикаго (США). Участниками Чикагской конвенции являются все государства-члены ООН, в том числе, все затронутые трагедией в воздушном пространстве Украины.

Имея на своей территории вооруженный конфликт, а также памятуя горький опыт аналогичной трагедии, произошедшей в 2001 г. в международном воздушном пространстве над Чёрным морем, когда украинские войска ПВО во время военных учений сбили ракетой российский гражданский самолет Ту-154 с пассажирами на борту, украинские власти были обязаны выполнить требования превентивного характера Чикагской конвенции согласно ст. 9 которой «Каждое Договаривающееся государство может по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить на единообразной основе полёты воздушных судов других государств над определёнными зонами своей территории». Описание таких запретных зон и любые последующие изменения в них в возможно кратчайшие сроки направляются другим государствам и Международной организации гражданский авиации (ИКАО). Однако властями Украины не было предпринято никаких действий превентивного характера для предотвращения трагических случаев, как с малайзийским «Боингом». О такой запретной для полётов зоне украинские власти объявили только после этого события.

В ст. 26 Чикагской конвенции закреплены правила расследования инцидентов. Она гласит: «В случае происшествия с воздушным судном одного Договаривающегося государства, имевшего место на территории другого Договаривающегося государства и повлекшего смерть … , государство, на территории которого произошло происшествие, назначает расследование обстоятельств происшествия в соответствии с процедурой, которая может быть рекомендована Международной организацией гражданской авиации, насколько это допускает его законодательство». Заметим, что власти Украины не воспользовались этим правом и не предприняли никаких конкретных шагов по расследованию обстоятельств происшествия.

В ст. 26 Чикагской конвенции также предусматривается, что «Государству, в котором зарегистрировано воздушное судно, предоставляется возможность назначить наблюдателей для присутствия при расследовании, а государство, проводящее расследование, направляет этому государству отчёт и заключение о расследовании». Понятно, что при бездействии властей Украины в отношении расследования обстоятельств трагедии, власти Малайзии лишились возможности назначить своих наблюдателей для присутствия при расследовании.

В Чикагской конвенции 1944 г. не предусмотрено право другого государства, кроме того, на территории которого произошла трагедия, проводить расследование её обстоятельств. В связи с этим возникает вопрос: на основании чего расследование катастрофы малайзийского «Боинга» ведут власти Нидерландов? Украина, как участник Чикагской конвенции также обязана подчиняться установкам ст. 82 Конвенции, которая гласит: «Договаривающиеся государства признают, что настоящая Конвенция отменяет все обязательства и соглашения между ними, несовместимые с её положениями, и обязуются не принимать на себя любые такие обязательства и не вступать в подобные соглашения». Иначе говоря, любые соглашения между властями Украины и властями Нидерландов (если таковые имеются), в том числе те, которые касаются расследования обстоятельств катастрофы малайзийского гражданского самолета, противоречат установкам Чикагской конвенции. 

В упомянутом выше открытом письме утверждается, что создание международного трибунала будет, мол, способствовать вовлечению в процесс всех сторон. Что здесь имеется ввиду? Привлечение к процессу ополченцев Донецкой Народной Республики? Но именно благодаря их поддержке стало возможным посещение места падения самолёта экспертами из Нидерландов и других стран, сбор обломков и доказательств, проливающих свет на причины трагедии. При этом вызывает удивление непрофессионализм нидерландских экспертов, которые выборочно отобрали некоторые обломки самолёта, расчленив их на несколько частей, и увезли их для изучения, что категорически недопустимо с точки зрения методики сбора и исследования вещественных доказательств. Дело усложняется ещё тем, что многие важные исследования проводятся не нидерландскими экспертами, а в лабораториях Великобритании, которая вообще не имеет никакого отношения к данному делу.

Возникает вопрос: зачем требовать создания международного трибунала, если до сих пор не обнародованы результаты расследования? И как можно опираться на результаты расследования, если сам его процесс вызывает опасения в связи с противоречивыми действиями и бездействием тех, кто присвоил себе право расследовать обстоятельства катастрофы?

Расчёт простой: власти Нидерландов поставили вопрос об учреждении международного трибунала перед Советом Безопасности ООН, к прерогативе которого относится создание подобного трибунала. Понятно, что при наличии вышеуказанных «погрешностей» в деле, Россия выступила в СБ ООН против этой инициативы, что будет использовано властями Украины, Нидерландов и других государств как повод для обвинения России в незаинтересованности выяснения обстоятельств трагедии. Поскольку с января 2016 г. Нидерланды будут председательствовать в Совете Европейского союза, власти этой страны уже сейчас готовятся «обоснованно» поставить вопрос о продлении санкций ЕС против России.

Аслан Абашидзе,

профессор, д.ю.н., заведующий кафедрой международного права РУДН, член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, председатель Комиссии международного права Российской Ассоциации содействия ООН

Андрей Клишас,

профессор, д.ю.н., председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, заведующий кафедрой конституционного права и конституционного судопроизводства РУДН.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1651