Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Кшиштоф Занусси: Пацаны делают статистику, а историю — элита

12.11.2014 12:34

Известный режиссёр Кшиштоф Занусси в декабре намерен представить в России свой новый фильм «Инородное тело». Он не согласен с политикой польских властей прервать культурное сотрудничество с Россией из-за событий на Украине. Занусси снимает преимущественно о современности, его кино для думающего зрителя. Кшиштоф Занусси рассказал «Парламентской газете» о том, почему, на его взгляд, невозможно отчуждение в отношениях России и Польши.

Официально запланированный перекрёстный Год культуры России и Польши в 2015 году не состоится. Против выступили польские власти из-за событий на Украине. Тем не менее вы продолжаете отношения с нашей страной, идёте против политиков?

- Несмотря на то что есть решение на уровне государства об отмене Года, и Великобритания тоже ограничила официальный обмен с Россией, на человеческом уровне культурные связи, я считаю, могут продолжаться. Уверен, при наличии несовместимости наших мнений в политике, культурные контакты надо поддерживать, что я и делаю.

Вы представили на закрытом показе в Выборге свой новый фильм «Инородное тело». Как встретили ваш фильм у нас?

- Автор никогда не может быть объективным источником информации в этом, но, кажется, впечатление было хорошим. Диалог завязался, картина не оставила людей безразличными. Я очень рад, что её представил, хотя очень небольшое число людей пока смогли фильм увидеть.

В картине вы задаёте вопрос о природе зла. Политические события в мире снова сделали особенно острой эту тему? Зло в человеке? Или вне его всё-таки?

- Я всё время буду задавать этот вопрос, и в этой картине тоже, конечно, коснулся проблемы. Человек свободен, и зло — это выбор человека. Зло — это всегда предложение, которое выглядит заманчиво. А то, что на самом деле оно есть, мы узнаем позже. Мифологии мира: иудейские, христианские подтверждают, что существует динамическая сила зла. Христиане называют это дьяволом. Зло приглашает, а мы можем принять приглашение или отвергнуть его.

Вас можно назвать глубоко верующим человеком?

- Безусловно, я считаю себя верующим. Но не мне судить, вот когда придёт Страшный суд, тогда узнаю.

Сейчас в России много фильмов, мифологизирующих историю, может быть, это уводит от истины и не нужно лишних иллюзий?

- Фантазии необходимы. Есть глубокие мифы, мудрые мифы, как без них жить? Как обойтись, к примеру, без греческих мифов? Отвергать их не стоит, надо просто разобраться: что истина, что ложь. Мифы — это то же, что и стереотипы, без них мы не проживём, они помогают. Есть люди, которые пользуются стереотипами во благо, а есть те, кто доверяется глупым стереотипам. Это как с автомобилями, есть люди, которые выбирают хорошие машины, есть те, кто доверяется ненадёжным.

Вы давно и много ездите по нашей стране, наверняка её знаете. Где только ни побывали: и в Иркутске, и в Сыктывкаре. Всегда ли люди хорошо вас принимают?

- Иностранец не может хорошо знать страну. Иногда за столом где-то спорим, но на человеческие отношения в России я не могу жаловаться.

 Чувствуете свою культурную миссию?

- Мне кажется, что это обязанность.

Режиссёр Карен Шахназаров недавно сказал в интервью нашей газете, что кино — идеология. И если мы не предложим зрителю свою идеологию, то нам предложат другую. Голливуд, например.

- В Голливуде нет никакой идеологии. А там, где идеология есть, она очень мешает. Идеалы сохранять нужно, а идеологию нет. Кино, искусство — это образ жизни, это зеркало жизни. А если оно хочет что-то доказать, что-то вбить в мозг, то это плохое произведение искусства. Почему? Да потому что в нём нет тайны. Мы никогда до конца не понимаем цели нашего существования на этой земле. И всегда есть вопрос, подозрение, что за обыденным что-то стоит. Бог за этим стоит. Это подход, которым автор в романе или в кино делится со своим зрителем. Он рассказывает о своём пути, своём поиске. А если художник пытается вбить в зрителя ответы, то это искусство не может называться глубоким. Такой подход к культуре бессмысленен. Те произведения искусства, которые остались в умах человечества, как раз противятся такому взгляду. Это видно и по искусству СССР.

Украина хочет в Европу, мы тоже поглядываем на западные ценности, но вам не кажется, что сознание гражданина так просто не перестроить. Менталитет легко не меняется, должны смениться поколения. Недаром ведь водил Моисей 40 лет по пустыне своих соотечественников.

- Произошло ускорение, сорока лет история нам уже не предоставит. Это Моисей имел такие привилегии, и сам, кстати, светлых времён не дождался. Тут есть другой момент, огромная ошибка всех обществ, которые не осудили своего прошлого, когда освободились и двинулись вперёд. Смогла преодолеть это Германия, вся Центральная Европа. А многие не смогли. Надо признать зло, осудить его и тогда только можно свободно смотреть вперёд. А если это зло тихо тянется и никто его не осуждает, не называет злом, то грядёт беспорядок в умах и странах.

Деградация цивилизации происходит? Ведь проще стали книги, кино, согласны?

- Вопрос — среди кого эти фильмы популярны. Зритель зрителю не равен. Есть влиятельная, задумчивая часть общества, и есть огромная часть пацанов, которые хотят развлечений. Пацан делает статистику, но историю делает элита.

Как хорошо вы сказали.

- Я просто вышел из возраста пацана и должен думать о том, какой след мы оставим в этом мире.

Сегодня правит бал пропаганда на Украине, есть она и в России. Порой мы так далеко уходим от истины, что и сами забываем, где она. Вот и фильмы российские на Украине запрещают.

- Когда идёт война, не стоит ожидать от кого-либо разумных поступков. А с фильмами, я думаю, это проходной момент, к этому не стоит относиться серьёзно.

Когда вы снова приезжаете в Москву?

- В декабре 2014-го будет премьера моей новой картины «Инородное тело» в столице. Вот не знаю, прокатчики пока не откликнулись, а весь декабрь у меня уже расписан.

Культурное отчуждение между Россией и Польшей как долго может продолжаться?

- Все политические решения мы скоро забываем, а культурный обмен между нашими странами будет продолжаться всегда.

Справка

Самые известные у нас фильмы Кшиштофа Занусси: «Структура кристалла», «Семейная жизнь», «Год спокойного солнца», «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путём».

Пан Занусси получил образование в нескольких университетах. Изучал физику в Варшавском университете (1955-1959). Философию в Краковском университете (1959-1962). По семейному преданию, дед Кшиштофа родился в Сибири и пешком добрался до Европы. Итальянские родственники-однофамильцы Кшиштофа владеют концерном по производству бытовой техники.

Марина Суранова

Читайте нас в Дзен
Просмотров 881