Теракт в «Крокус Сити Холле»

10:32Число пострадавших при теракте в «Крокусе» выросло до 382

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

Украина и евроинтеграция: что ждёт впереди?

Верховная Рада Украины синхронно и практически одновременно с Европарламентом ратифицировала Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом

16.09.2014 16:44

16 сентября Верховная Рада Украины синхронно и практически одновременно с Европарламентом ратифицировала Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Буквально через несколько минут соответствующий закон подписал президент Порошенко.

Это событие на Украине сразу назвали историческим, знаменующим перелом в судьбе страны. В большинстве случаев рядовые граждане воспринимают его, как вступление Украины в ЕС. Однако это далеко не так. Во-первых, в ассоциации с ЕС состоят и ряд других стран, некоторые из которых десятилетиями числятся в ней, но членами Евросоюза не являются и, скорее всего, никогда ими не будут, пример тому Турция. Во-вторых, на сегодняшний день соглашение об ассоциации ещё не вступило в силу, и не только из-за отсрочки на 15 месяцев, договорённость о которой была достигнута 12 сентября в ходе трёхсторонних министерских консультаций в формате Россия-Украина-Евросоюз, а в связи с тем, что его должны ратифицировать все государства-члены ЕС. В принципе, этот процесс может продолжаться годами. В настоящее время соглашение ратифицировали только пять стран ЕС (в хронологическом порядке): Румыния, Литва, Латвия, Мальта и Болгария. Последняя сделала это 9 сентября текущего года.

Соглашение об ассоциации насчитывает более тысячи страниц, состоит из преамбулы, семи частей, 43 приложений и трёх протоколов. Как известно, политическая часть соглашения была подписана сторонами 21 марта 2014 года. Часть соглашения «Экономическое и отраслевое сотрудничество» содержит положения об условиях и временных рамках гармонизации законодательств Украины и ЕС, обязательства Украины по реформированию соответствующих учреждений, принципы сотрудничества между Украиной, ЕС и его государствами-членами в ряде секторов экономики Украины.

В частности, страны Евросоюза обязуются предоставить украинцам, легально работающим в ЕС, равные права со всеми другими рабочими и гарантируют отсутствие дискриминации по каким-либо признакам, в том числе по признаку гражданства.

Самый интересный для рядовых украинцев вопрос в соглашении состоит в том, что стороны обязуются достичь прогресса в вопросе безвизового режима. Соглашение привязывает отмену виз к плану действий по либерализации визового режима, который Украина выполняет отдельно. Соглашение об ассоциации лишь подчеркивает, что Евросоюз утвердит безвизовый режим, когда это станет возможным — после выполнения плана действий. А на это могут уйти годы.

Одно из положений соглашения предусматривает взаимную отмену целого ряда пошлин. Этот пункт вместе с пунктом о движении капиталов откроет украинский и европейский рынок друг другу практически без преград. Однако процесс будет сопровождаться переговорами. В целом создание зоны свободной торговли, согласно документу, должно занять максимум 10 лет, т. е. до 2024 года. При этом консультации по пересмотру пошлин можно будет инициировать лишь через пять лет после вступления соглашения в силу. Соглашение об ассоциации с Евросоюзом предполагает также унификацию финансовой отчётности для субъектов, не применяющих международные стандарты, и упрощение требований к отчётности малых предприятий.

По итогам завершившейся 12 сентября министерской встречи РФ-ЕК-Украина в Брюсселе стороны договорились отложить временное применение договора о свободной торговле ЕС-Украина до 31 декабря 2015 года. Таким образом, с 1 ноября 2014 года ЕС продлевает привилегированный и автономный доступ на свой рынок для украинских товаров, но откладывает до 31 декабря 2015 года применение соглашения о создании зоны свободной торговли, в частности беспошлинный ввоз своих товаров на Украину. Речь идёт, в частности, об отказе на определённый срок от введения нулевого тарифа по 144 товарным позициям.

Кстати, использование беспошлинных тарифных квот для Украины, предусмотренных автономными торговыми преференциями ЕС, открытых до 1 ноября 2014 года, по целому ряду товарных позиций практически не началось. Лишь по двум группам товаров квоты выбраны в существенных объёмах. Так, квота по натуральным фруктовым сокам объёмом в 10 тысяч тонн выбрана на 100 процентов, на натуральный мёд в объёме 5 тысяч тонн — на 50 процентов.

На 14 процентов выбрана квота на беспошлинную поставку в ЕС 6,3 тысяч тонн зерновых круп, на 13 процентов — квота на поставку пшеницы в 950 тысяч тонн и на 5 процентов — квота на поставку отрубей в 16 тысяч тонн. Что касается других групп товаров, по которым беспошлинный экспорт в ЕС так и не начался, можно отметить несколько причин этого: отсутствие спроса в ЕС; несоответствие качества или цены запросам европейских покупателей или европейским нормам; неготовность украинской законодательной и инфраструктурной базы; отсутствие интереса к поставкам в ЕС со стороны украинских компаний.

Резюмируя, можно сказать, что в связи с ратификацией ассоциации с ЕС для рядового гражданина Украины в ближайшей и средней перспективе ничего не изменится.

Анатолий Анисимов

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1159