Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

Максим Кавджарадзе: Без взаимодействия государства и частного бизнеса немыслимы полноценные отношения власти и населения

26.03.2015 18:32

- Взаимодействие государства и частных форм собственности имеет давнюю историю. В России наибольшую актуальность так называемое государственно-частное партнерство (ГЧП) приобрело в последние десятилетия. Каких бы сегментов и отраслей экономики не касалось такое взаимодействие бизнеса и власти — это всегда общественно значимые и актуальные вопросы. Государство привлекает для решения таких задач частный сектор, но оставляет за собой право контролировать весь процесс производства и функционирования объекта инфраструктуры. Отношения в таком случае строго регламентируются и закрепляются юридически. Среди основных сегментов, в которых действует такая система взаимоотношений можно назвать коммунальное хозяйство, электроэнергетику, строительство трубопроводов, автомобильных и железных дорог, магистралей, портов, аэропортов. Думаю, многие согласятся с тем, что вышеперечисленные отрасли — одни из важных сфер российской экономики. Не секрет, что модернизация инфраструктуры, построенной еще в советские годы, требуется незамедлительная. В этом случае и приходит на помощь такая форма урегулирования отношений.

В последние время разработке этого вопроса уделяется особое внимание. Такое партнерство становится незаменимым в сегодняшнем ускоренном развитии инфраструктуры. И в силу того, что практически все объекты общественно-значимые не могут быть приватизированы из-за их экономической, социальной, стратегической значимости, на помощь приходит государственно-частное партнерство. Форм ГЧП имеется несколько. Основные — это разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компания, арендные отношения, а также государственно-частные предприятия, в рамках которых обе стороны создают совместные проекты и предприятия. Права собственности остаются за государством, права пользования временно передаются бизнесу. Но здесь иногда возникают различные риски, связанные с попытками инвестора претендовать на собственность, которая по закону не подлежит приватизации. В частности, вспомним о случаях 1990-х годов, когда были приватизированы аэропорты, морские порты, причалы и другие многочисленные объекты. Эти объекты должны быть возвращены в государственную собственность, так как именно правительство несет ответственность за их бесперебойное и безопасное функционирование.

В Москве уже во второй раз прошел конгресс, посвященный вопросам государственно-частного партнерства. Исследователи представили рейтинг по уровню развития такого партнерства по регионам России. На сегодняшний день первое место по результатам занимает Санкт-Петербург. Всего в стране заявлено на рассмотрение 586 проектов. Такой рейтинг призван стимулировать регионы к развитию ГЧП, в частности к созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Проекты ГЧП представляют собой сложение ресурсов обеих сторон и имеет свои особенности, как для государства, так и для бизнеса. К примеру, между партнерами должен быть заранее определен возможный раздел возникающих рисков, полномочий, условия передачи и использования этих полномочий. Очевидный плюс для государства — это, несомненно, ускорение производства за счет инвестиций, возможность внедрения инноваций, разработанных частными компаниями, экономия государственных расходов, поощрение предпринимательской инициативы и ее дальнейшая поддержка. Бизнес в свою очередь, прежде всего, нацелен на приумножение капитала. Кроме того, риски, связанные с государственными проектами, меньше, так как имеют публичный характер и являются социально-значимыми для государства. То есть правительство оказывает не только поддержку и долговременные гарантии, но и снижение налоговых взносов, о которых, кстати, говорил Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному собранию. В целом, считаю, что такой механизм способен стать базой для создания различных корпоративных структур и, что особенно важно, вывести определенные секторы экономики на конкурентный уровень. Без взаимодействия государства и частного бизнеса немыслимы полноценные и доверительные отношения власти и населения, а значит, работу в этом направлении нужно продолжать и усиливать.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1488

Ещё материалы: Максим Кавджарадзе