Закон о блогерах: начало перезагрузки
В 2015 году чиновников намерены обучать искусству вести блоги — предполагается, что в роли лекторов на таких курсах выступят топ-блогеры. Между тем, законодательно отношения между государством и теми, чьи интернет-посты регулярно читают тысячи людей, пока не отрегулированы даже в ключевых вопросах и определениях.
Поправки в федеральное законодательство, которые в народе окрестили «законом о блогерах», действуют уже четвёртый месяц, сегодня, похоже, переживают период «перезагрузки». Причём вопрос о том, надо ли его корректировать или нет, даже не стоит - по мнению всех экспертов, это делать необходимо. И коснуться корректировка должна вещей первостепенных.
Начать можно с реестра «3000+» — так негласно называют список блогеров, чьи аккаунты имеют от трёх тысяч читателей и выше. По задумке авторов закона, они должны нести ту же ответственность за публикации, что и СМИ. Но сегодня многие задаются вопросом — кто попадёт в данный реестр? Вопрос этот выглядит идиотским только на первый взгляд, ведь методика определения читателей того или иного блога не разработана. Кого считать за одного читателя — подписчика, «уникальный заход» на страницу, просмотров материала? Роскомнадзор, который формирует реестр 3000+, пока лишь рапортует об исполнении уже принятых положений. А вот разговор о том, что нужно исправлять, в ведомстве ограничивают информацией, что работа над методикой подсчёта читателей ведётся и она появится в скором времени.
Что ж, не доверять Роскомнадзору пока объективных причин нет. Но эксперты уже активно сигналят — методика должна быть максимально открытой и прозрачной. И нужно это в первую очередь для того, чтобы блогеры сами могли себя проверить на критерий 3000+. Заметим, что войти в реестр можно как добровольно, так и принудительно. И статистика Роскомнадзора говорит о том, что здесь блогеры, мягко говоря, не проявляют рвения: добровольная часть списка исчисляется несколькими десятками блогеров, а весь список пока не дотягивает до двух сотен участников.
Между тем, социсследования говорят, что порядка 70 миллионов человек как минимум раз месяц выходят в интернет. Четверо из пяти таких россиян имеют аккаунт в соцсетях, а пять процентов из этого числа считают себя блогерами. После несложных подсчётов, количество тех, кто так себя позиционирует составляет примерно 28 тысяч человек. На этом фоне 200 блогеров в реестре 3000+ смотрится показателем далёким от действительного положения вещей.
Сами блогеры-трёхтысячники ( и социологи их в данном случае поддерживают) объясняют это тем, что стимулов добровольно входить в реестр практически нет. С одной стороны закон приравнивает их к СМИ, но говорит больше об обязанностях и ответственности, чем о новых правах и возможностях. Например, не разъяснено, могут ли блогеры, как и СМИ, получать аккредитацию на официальные мероприятия, делать интервью с «первыми лицами»? Есть и другие щекотливые нюансы. Так, если слушается судебное дело о клевете, блогеры, в отличие от журналистов, обязаны раскрывать свой источник информации. Другой пример - журналисты могут печататься под чужим именем, а блогеры — нет.
Возникает вопрос — нужно ли вообще ставить знак равенства между блогерами и журналистами? По мнению экспертов из рабочей группы Совета Федерации по мониторингу «закона о блогерах», это неправильно. При этом не исключается вариант, что данный вопрос может лечь в основу отдельного законодательного акта.
Вместе с тем, не этот вопрос, при всей его злободневности, является самым принципиальным замечанием критиков закона. Есть вещи и весомее — например, само определение «блогер». По закону им является «владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет». По этому критерию в реестр 3000+ нужно записать интернет-магазины, федеральные ведомства, Госдуму, Совет Федерации и даже Президента России, — на этот парадокс обращает внимание глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. Хотя когда мы говорим блогер, мы подразумеваем, конечно же, человека, а не организацию.
Нет в законодательстве и другого фундаментального для блогосферы определения — «социальная сеть». «Соцсеть и сайт — понятия, между которыми существует принципиальное различие, — поясняет блогер, популярный сетевой публицист Николай Камнев. — Условно говоря, если сайт можно сравнить с блокнотом, то соцсеть — с 3D-площадкой, контент которой имеет много разных смыслов. Напрашивается введение в обиход понятия «аккаунт» как «личного кабинета» пользователя на сайте или в блогосервисе — вот его-то владельцем блогер уже является».
Есть и ещё один камень, который вполне может стать краеугольным — реклама в блогах. Она никак не контролируется государством, и непонятно, с какого конца этот процесс начать — с тех, кто размещает, или тех, кто даёт рекламу для размещения. Между тем, в этой теневой сфере крутятся по разным оценкам огромные суммы — по последним оценкам самих блогеров объём этого рынка составляет 12,5 миллиардов рублей.